Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Курсы валют
Услуги
Страхование
Журнал
Еще
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

В России растет популярность рассрочки

Россияне активно пользуются рассрочкой при совершении покупок. В 2022 году количество сделок с помощью BNPL-сервиса выросло в 10 раз. Центробанк уже заинтересовался продуктом, рынком и методами взыскания долгов.

Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

В ушедшем году потребительское кредитование с трудом вернулось к показателем 2021 года. При этом рассрочка демонстрирует рост популярности в десятки раз. Эксперты объясняют феномен низкой базой. Кроме того, рассрочка не является банковским продуктом и предусматривает максимально простое оформление. За счет этого ее популярность постоянно растет.

Получить рассрочку россияне сегодня могут даже без паспорта. Однако рынком и методами взыскания задолженностей уже интересуется Центробанк.

Совершение покупок с помощью BNPL-сервиса («покупай сейчас, плати потом») было запущено в 2021 году банком Тинькофф. Сегодня услугу предлагают многие финансовые учреждения страны. За время существования рассрочки граждане совершили покупки с оплатой частями на сумму около 10 млрд рублей.

Представители Тинькофф сообщают, что использование сервиса «Долями» выросло в 10 раз за 2022 год. Общий оборот по таким операциям также значительно увеличился по сравнению с 2021 годом.

При этом эксперты прогнозировали в августе 2022 года, что объем рассрочки в России не превысит 8 млрд рублей к концу декабря.

BNPL — это сервис, с помощью которого стоимость покупки можно разделить на равные части. Клиент выплачивает взносы без начисления процентов в соответствии с графиком по аналогии с банковским кредитом.

В России BNPL-сервис предлагают крупные банки и маркетплейсы:

  • «Тинькофф» («Долями»)
  • «Яндекс» («Сплит»)
  • Сбербанк («Плати частями»)
  • Ozon
  • Альфа-банк («Подели»)
  • ЦФТ (PayStep)

В последнее время рынок потребительского кредитования стагнирует, а рассрочка, наоборот, набирает популярность среди населения. Максим Налютин, представитель компании ДРТ, отмечает, что фактически оплата частями постепенно вытесняет POS-кредитование.

Представители «Технологии доверия» отмечают, что в Казахстане на BNPL-сервисы приходится 20% от общего объема рынка потребкредитования.

Алексей Тараповский, основатель Anderida Financial Group, отмечает, что, по оценкам аналитиков, уже к 2025 году мировый рынок рассрочки может достичь 400 млрд долларов, и к 2030 превысить показатели в 2-4 трлн долларов.

Так как оплата частями представляет собой аналог потребительского кредитования, Центробанк уже заинтересовался сервисом. Представители регулятора считают необходимым введение мер контроля BNPL-продуктов.

Например, рассматривается сближение норм законодательства о потребительском кредитовании и рассрочке. В частности, специалисты предлагают ввести меры оповещения должников о состоянии долга, содержании договора, способах начисления неустойки за просрочку.

У покупателя должна быть возможность в течение «периода охлаждения» вернуть товар и отказаться от оформления рассрочки.

Введение механизмов регулирования поможет проводить предварительную оценку рисков, устанавливать единые стандарты работы с ними.

Валерий Пивень, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА, отмечает, что отсутствие регулирования может привести к информационной асимметрии. Граждане не будут в полной мере понимать механизм работы сервиса и проведения расчетов.

Роман Пархоменко, представитель коллегии адвокатов Pen & Paper, отметил, что отсутствие регламента приведет к тому, что поставщики услуг смогут предоставлять рассрочку на своих условиях, самостоятельно определять параметры работы с клиентами, в том числе и начисление штрафов за просрочку и применение других мер.

Источник: Коммерсантъ