ЦБ РФ: россияне заказывают карты, но не пользуются ими
По данным ЦБ РФ, российские банки выпустили 11,45 млн новых банковских карт. Это на 2,9% больше, чем в последнем квартале 2022 года. Количество фактически используемого пластика, напротив, уменьшилось на 7,66 млн штук или на 3%.
Оформили, но не пользуются
Согласно данным из бюллетеня Банка России, участники банковского сектора предоставили 11,3 млн карт физическим лицам и 129 000 карт юридическим лицам. Рост выдачи в январе — марте 2023 года составил 2,9% и 1,85% соответственно по сравнению с октябрем — декабрем 2022 года.
Число активно используемых карт уменьшилось на 7,66 млн штук:
- У частных клиентов — на 7,39 млн (2,9%)
- У корпоративных клиентов — на 269 000 (9,8%)
Последний раз такой спад аналитики Центробанка фиксировали в апреле — июне пандемийного 2020 года, когда количество используемых карт уменьшилось на 4,67 млн или на 2,37%. Объем операций в апреле — июне 2022 года сократился на триллион рублей или на 4,3%.
Какие операции по картам самые популярные
Общее количество карт в обороте в первые три месяца 2023 года превысило 408 млн штук: 401 млн принадлежит физлицам, а 7,1 млн — компаниям.
Клиенты используют лишь 61% от общего количества выпущенных карт.
Объем операций по картам физлиц в первом квартале 2023 года составил 35,85 трлн рублей, в том числе:
- 6,93 трлн — вывод наличных в банкоматах
- 11,71 трлн — платежи за товары, работы и услуги
- 17,196 трлн — прочие
Самая невостребованная операция у физлиц — вывод наличных в устройствах самообслуживания. За первые три месяца 2023 года объем таких трансакций снизился на 15% до 6,93 трлн рублей.
Объем операций по картам юрлиц в первом квартале 2023 года составил 1,026 трлн рублей, в том числе:
- 423 млрд — вывод наличных в банкоматах
- 520 млрд — платежи за товары, работы и услуги
- 82,9 млрд — прочие операции
Суммарный объем трансакций по картам юрлиц и физлиц в первые три месяца 2023 года отмечен на уровне 36,87 трлн рублей. Показатель сократился на пять триллионов рублей или на 11,9% по отношению к концу 2022 года.
От активных трат к экономии
По мнению Анны Стогниенко из Frank RG, главная причина сокращения объема безналичных операций кроется в эффекте высокой базы.
Эксперт назвала основные факторы, которые повлияли на формирование отложенного спроса к концу 2022 года:
- Сложная ситуация на рынке в феврале — июне 2022 года
- Ограничения со стороны платежных систем
- Технические сбои
Эффект высокой базы последнего квартала 2022 года также связан с тем, что банки традиционно проводят стимулирующие акции для потребителей перед новогодними праздниками. Анна Стогниенко не исключает, что после ажиотажного спроса конца осени — начала зимы 2022 года потребители вернулись к сберегательной модели поведения.
Уменьшение оборота активных карт может быть связано с ростом финансовой грамотности населения. Возможно, люди просто научились лучше контролировать личные расходы.
Источник: Frank Media