Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Какие убытки понесли западные одежные сети и партнеры от ухода из России

Ряд иностранных одежных брендов уходит из России. При этом они несут существенные убытки, в том числе и из-за требований операторов торговых центров за упущенную выгоду по аренде. Эксперты считают, что им сложно будет найти замену, а выручка торговых центров уже не будет прежней.

Юрий Муранов
Главный редактор

Кто и сколько потеряет

Крупные сети по продаже одежды, которые приостановили свою работу в России после обострения геополитической обстановки, понесут убыток в размере 800 млн долларов, по данным издания «Коммерсант». Например, компания H&M (Швеция), решившая окончательно закрыть свои магазины в России, подтвердила списание около 190 млн долларов по этой причине. От их закрытия понесут потери и российские партнеры. Например, убытки торговых центров по уже поступившим от них искам составят 2,3 млрд рублей. Найти замену уходящим ритейлерам будет проблематично. Зарубежные сети были якорными арендаторами и создавали постоянный поток покупателей. Альтернативных вариантов пока не нашли.

18 июля H&M объявил о завершении бизнеса в нашей стране. Если все международные компании по продаже одежды решат свернуть бизнес в России, то общая сумма убытка достигнет 760-800 млн долларов. Это стало известно на основании заключения двух аудиторских компаний, которые проанализировали возможные потери по запросу сетей.

Некоторые эксперты считают, сумма убытков будет больше, если одежные ритейлеры не смогут распродать оставшийся товар и благоприятно для себя решить вопрос с расторжением контрактов по аренде.

Наиболее существенные потери могут понести следующие компании:

  • Испанская Inditex, включающая в себя сеть Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear — примерно 300 млн долларов
  • Японская Uniqlo — 150-170 млн долларов
  • Французская Decathlon — 150-170 млн долларов

Указанные компании приостановили свою работу в России, но об окончательном сворачивании бизнеса в нашей стране не сообщили. Доля продаж в России в общей выручке этих ритейлеров по данным Statista составила в 2020 году: Uniqlo — 1,3%, H&M — 4%, Inditex — 8,5%.

Потери российских партнеров

Увеличить потери компаний могут претензии владельцев торговых центров, которые уже стали подавать иски. В период с мая по середину июля поступило свыше 30 заявлений. Их общая сумма требований составила более 2,3 млрд рублей. Из них 563 млн рублей требуют с H&M и 146 млрд рублей пришлось на Inditex.

ГК «Регионы» подал иск на H&M за потерю упущенной выгоды за аренду торговой площади в московском парке развлечений «Остров мечты». Суд удовлетворил это требование, но потом отменил решение, поскольку требуемая сумма существенно превышает платежи за аренду.

«МБН Агро», владеющий помещениями на Неглинной улице, в котором располагается магазин Zara, попросил арестовать счета Inditex на сумму 1,1 млрд рублей.

До начала кризиса одежные ритейлеры платили владельцам торговых центров арендную плату в размере 7-10% от товарооборота за год. Сейчас же магазины, которые временно закрылись, оплачивают 30-70% от той суммы, что платили в прошлом году. Об этом сообщила Ольга Антонова, партнер Commonwealth Partnership. Она отметила, что сейчас ситуация меняется. Некоторые ритейлеры простаивающих торговых точек постепенно уменьшают сумму уплачиваемой аренды, а иные вовсе перестают платить.

Быстро расторгнуть договор аренды не представляется возможным. Компания должна за шесть месяцев сообщить оператору торгового центра о закрытии своего магазина. В ином случае владелец помещений заберет внесенный партнером при оформлении договора аренды депозит.

В связи с этим компания H&M сможет уйти с российского рынка только в конце этого года — начале 2023 года. По данным Focus, в больших торговых центрах такие сети занимали до 34% площади, а в небольших объектах — 2%. Крупные известные бренды привлекали поток покупателей в торговые центры. По мнению Алексея Ванчугова, управляющего партнера «Ванчугов и партнеры», заменить их будет сложно. Даже при замене их турецкими и китайскими марками торговые центры вряд ли будут получать такую выручку, как при уходящих брендах.

Источник: Коммерсантъ