Какие убытки понесли западные одежные сети и партнеры от ухода из России
Ряд иностранных одежных брендов уходит из России. При этом они несут существенные убытки, в том числе и из-за требований операторов торговых центров за упущенную выгоду по аренде. Эксперты считают, что им сложно будет найти замену, а выручка торговых центров уже не будет прежней.
Кто и сколько потеряет
Крупные сети по продаже одежды, которые приостановили свою работу в России после обострения геополитической обстановки, понесут убыток в размере 800 млн долларов, по данным издания «Коммерсант». Например, компания H&M (Швеция), решившая окончательно закрыть свои магазины в России, подтвердила списание около 190 млн долларов по этой причине. От их закрытия понесут потери и российские партнеры. Например, убытки торговых центров по уже поступившим от них искам составят 2,3 млрд рублей. Найти замену уходящим ритейлерам будет проблематично. Зарубежные сети были якорными арендаторами и создавали постоянный поток покупателей. Альтернативных вариантов пока не нашли.
Некоторые эксперты считают, сумма убытков будет больше, если одежные ритейлеры не смогут распродать оставшийся товар и благоприятно для себя решить вопрос с расторжением контрактов по аренде.
Наиболее существенные потери могут понести следующие компании:
- Испанская Inditex, включающая в себя сеть Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear — примерно 300 млн долларов
- Японская Uniqlo — 150-170 млн долларов
- Французская Decathlon — 150-170 млн долларов
Указанные компании приостановили свою работу в России, но об окончательном сворачивании бизнеса в нашей стране не сообщили. Доля продаж в России в общей выручке этих ритейлеров по данным Statista составила в 2020 году: Uniqlo — 1,3%, H&M — 4%, Inditex — 8,5%.
Потери российских партнеров
Увеличить потери компаний могут претензии владельцев торговых центров, которые уже стали подавать иски. В период с мая по середину июля поступило свыше 30 заявлений. Их общая сумма требований составила более 2,3 млрд рублей. Из них 563 млн рублей требуют с H&M и 146 млрд рублей пришлось на Inditex.
ГК «Регионы» подал иск на H&M за потерю упущенной выгоды за аренду торговой площади в московском парке развлечений «Остров мечты». Суд удовлетворил это требование, но потом отменил решение, поскольку требуемая сумма существенно превышает платежи за аренду.
«МБН Агро», владеющий помещениями на Неглинной улице, в котором располагается магазин Zara, попросил арестовать счета Inditex на сумму 1,1 млрд рублей.
До начала кризиса одежные ритейлеры платили владельцам торговых центров арендную плату в размере 7-10% от товарооборота за год. Сейчас же магазины, которые временно закрылись, оплачивают 30-70% от той суммы, что платили в прошлом году. Об этом сообщила Ольга Антонова, партнер Commonwealth Partnership. Она отметила, что сейчас ситуация меняется. Некоторые ритейлеры простаивающих торговых точек постепенно уменьшают сумму уплачиваемой аренды, а иные вовсе перестают платить.
В связи с этим компания H&M сможет уйти с российского рынка только в конце этого года — начале 2023 года. По данным Focus, в больших торговых центрах такие сети занимали до 34% площади, а в небольших объектах — 2%. Крупные известные бренды привлекали поток покупателей в торговые центры. По мнению Алексея Ванчугова, управляющего партнера «Ванчугов и партнеры», заменить их будет сложно. Даже при замене их турецкими и китайскими марками торговые центры вряд ли будут получать такую выручку, как при уходящих брендах.
Источник: Коммерсантъ