Количество жалоб, связанных с санкциями, значительно сократилось
Почти 300 тысяч жалоб от инвесторов и потребителей финансовых услуг получил Центробанк за период с января по сентябрь 2022 года. Это почти на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В первую очередь такой рост объясняется жалобами, которые связаны с тематикой санкций. Максимальное их количество было зафиксировано в марте и апреле, после чего число обращений пошло на спад. В общей сложности за рассматриваемый период количество подобных жалоб составило около 15%.
За тот же период, с января по сентябрь 2022 года количество жалоб на банки выросло почти на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 144 тысячи. С санкциями, в частности со сложностями, с которыми столкнулись держатели иностранной валюты, были связаны 25 тысяч из них. При этом по темам потребительского и ипотечного кредитования поступило гораздо меньше жалоб чем за аналогичный период прошлого года: -22,8% и -16% соответственно. Это можно объяснить снижением спроса на кредиты, а также мерами против навязывания дополнительных услуг при оформлении кредита.
Жалобы на страховые компании выросли почти на 26% и составили чуть более 41 тысячи. В первую очередь это связано с шаблонными и часто необоснованными жалобами на неправильное применение коэффициента бонус-малус. Кроме того, в марте и апреле наблюдалось повышение количества обращений в связи с покупкой страховых полисов ОСАГО и урегулированием убытков на фоне общего подорожания и дефицита автомобильных запчастей.
Микрофинансовые организации, в свою очередь, стали одним из сегментов финансового рынка, в котором снизилось количество жалоб. Их стало меньше на 7,5%, а общее количество составило около 34,5 тысяч. Кроме того, более чем на 21% сократилось количество жалоб, связанных с навязыванием дополнительных услуг.
Что касается рынка ценных бумаг, за прошедшие 3 квартала 2022 года количество жалоб выросло в 9 раз и составило почти 20 тысяч. Большая их часть, почти 15 тысяч, связана с санкционными мерами. Несмотря на это, в сентябре в ЦБ РФ поступило всего 0,6 тысяч жалоб «санкционного» характера против 5 тысяч в апреле.
Основными тематиками жалоб, которые связаны с мисселингом, остались некорректные продажи накопительного (НСЖ) и инвестиционного (ИСЖ) страхования жизни. При этом по ИСЖ количество жалоб осталось примерно на уровне прошлого года, тогда как по НСЖ оно выросло в 1,5 раза, однако большая часть жалоб касалась полисов, которые были куплены в прошлые периоды. Самое большое количество обращений было зафиксировано в мае, а в дальнейшем их число резко сократилось. Решить эту проблему будет можно, если у регулятора появится возможность приостанавливать недобросовестные продажи и возвращать деньги обманутым потребителям.
Источник: Банк России