Итоги и прогнозы рынка микрофинансирования
Борис Батин, генеральный директор компании.
На микрофинансовых форумах в Москве, в Казани, которые состоялись в октябре 2015 года, многие ваши коллеги говорили о сокращении рынка МФО. Кто-то прогнозировал отток из реестра 30% компаний, а кто-то считает, что останется на рынке только 30% игроков. Ваши прогнозы?
Реально на рынке работает не так много компаний, а 90% рынка распределено между 25-30 игроками. Так что рынок можно и так назвать консолидированным, даже в сравнении с банковским. Более 900 компаний за последний год покинули реестр, примерно такое же число в него внесено. Эти цифры не влияют практически ни на что, кроме большего или меньшего объема работы для ЦБ. Для многих микрофинансовый бизнес казался и продолжает казаться простым и высокомаржинальным, но мы видим, какое количество компаний покидает реестр, как распределяются силы на рынке. Нет никакого смысла считать компании в реестре.
Основные проблемы для МФО в 2016 году?
Основная проблема для МФО в 2016 году, как и в предыдущие годы это фондирование. Затем следует проблема финансовой грамотности населения и осведомленности о возможностях продуктов и услуг банков и микрофинансовых организаций. Что касается регуляторики, то ЦБ надо отдать должное: рынок нашел общий язык с Банком России, регулятор слышит компании и эффективно работает над тем, чтобы микрофинансирование становилось все более открытым, прозрачным и принимало все более цивилизованные формы.
Планируете ли вы в 2016 году расширять географию присутствия компании, вводить новые продукты (что-то еще новое)?
Безусловно, планируем. Мы уже работаем в 4 странах. В ближайшие полгода сервис MoneyMan станет доступен на рынках как минимум двух стран Европы и Латинской Америки. MoneyMan последовательно реализует стратегию построения «финансового супермаркета», которая предусматривает предоставление клиентам компании услуг, имеющих для них дополнительную ценность, релевантность и значение. Это могут быть как финансовые, так и нефинансовые услуги.
В частности, мы уже предоставляем клиентам возможность получить "кредитный рейтинг", отражающий основные вехи их кредитной истории и содержащий полезные рекомендации по ее улучшению. Мы также запустили проект по страхованию жизни и здоровья заемщиков на нашем сайте. Добавлю, что в рамках холдинга ID Finance, которому принадлежит MoneyMan, был реализован уникальный для России сервис онлайн-POS-кредитования AmmoPay. Впереди еще много интересных проектов.
Как оцениваете предварительные итоги 2015 года для отрасли? Что самое важное, на ваш взгляд, произошло с рынком микрофинансов в этом году.
Среди важных событий на рынке отмечу, первое - вступление в силу положений закона о потребкредитовании в части требований ПСК. Второе - впервые российская МФО вышла на кредитный рынок Западной Европы (MoneyMan в Испании). Третье - наметился тренд на переток заемщиков из традиционных офлайн-МФО в онлайн-компании. Онлайн сегмент МФО растет быстрее всего, поскольку остается все меньше причин, по которым необходимо посещать отделение МФО или банка при необходимости занять небольшие средства на относительно короткий срок.