Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» осваивает новые зарубежные рынки
В условиях усиления регуляторной нагрузки на рынке микрофинансов, сегодня многие МФО сворачивают деятельность, так как не видят перспектив. Тем ценнее успех проектов, которые растут не только в России, но и стартуют там, где до этого не ступала нога русского микрофинансиста. Информация об итогах, планах, благотворительности компании – в интервью Людмилы Бородиной, исполнительного директора МФК «Лайм-Займ» (компания является учредителем Ассоциации микрофинансовых организаций "Сибирь")
.Если подводить итоги за год, какие достижения компании можете отметить?
2018 год выдался насыщенным на события и стал для нашей компании продуктивным шагом к формированию новых идей и проектов. В первую очередь стоит отметить то, что LIME уверенно вышла на новый для себя рынок – Мексику. Теперь любой житель этой страны может, не выходя из дома, оформлять займы через Интернет. Также в уходящем году были открыты сразу три новых офиса: в Новосибирске, Москве и Гонконге, а количество сотрудников увеличилось более чем вдвое – с 230 в декабре 2017 до 510 на момент публикации.
В июле 2018 года компания запустила уникальную программу лояльности, благодаря которой клиенты могут взять займы со скидкой до 50%. Кроме того, для всех новых клиентов стали доступны займы по ставке 0%* при оформлении на срок до 30 дней. Во втором квартале 2018 года наша компания возглавила рейтинг рекламодателей, опубликованный международной рекламной сетью LINKPROFIT. Мы получили максимально доступный уровень А++.
Данная оценка свидетельствует о том, что LIME является компанией, рекомендованной к сотрудничеству как качественный и надежный партнер на долгосрочной основе. Компания совершенствовалась и в других отраслях. Например, принимала участие в круглом столе «Микрофинансирование в России» в роли спикера, а также выступила там как генеральный партнер мероприятия. Мы участвовали в конференциях, которые касались различных сфер: микрофинансирования, маркетинга и PR, CPA-сетей, FinTech и др. Я приняла участие в Первом конкурсе красоты и талантов «Мисс/Миссис Финанс – 2018», который был организован Новосибирским Банковским Клубом.
По результатам всех этапов я выиграла конкурс, получив самый главный титул. 2018 год примечателен еще тем, что компания от лица Lime Capital была размещена на японской краудфандинговой платформе Crowdcredit. Зарубежные инвесторы по достоинству оценили надежность, финансовую стабильность и высокий потенциал компании. Сегодня, благодаря разработанным программам, собственному IT-подразделению и улучшенным условиям получения займа для клиентов, мы занимаем одну из ведущих позиций на рынке онлайн кредитов в сравнении с позициями конкурентов.
Как оцениваете ситуацию на рынке микрофинансирования. Регуляторные новации, в частности? Будет ли рынок сокращаться, на ваш взгляд?
Центробанк постепенно реализовывает политику ограничения долговой нагрузки. Это сделано с целью создания концепции защиты заемщиков от самих себя. Первые ограничения по начислению процентов на PDL-займы («займы до зарплаты») вступили в силу еще в 2016-2017 гг.: максимальная сумма переплаты не должна превышать трех размеров займа. А в этом году ЦБ увеличил требования к резервам по PDL-займам. Не все рыночные игроки смогли выдержать этот набор требований. Некоторые закрылись по своей инициативе, некоторые – по решению регулятора. Регуляторные новации всегда ведут к росту издержек.
Поэтому игроки рынка поддерживают конкурентоспособность своего продукта за счет повышения эффективности бизнес-процессов. Сегодня рынок микрофинансирования представляет собой целую витрину достижений в области fintech-технологий в России. Построение высокотехнологичных кредитных систем позволяет участникам рынка выдавать решения по заявкам потенциальных заемщиков всего за несколько минут.
В этом плане сектор МФО значительно опередил других игроков финансового рынка, в том числе банки. Например, в компании LIME сейчас используется полностью автоматизированная система бизнес-процессов, которая позволяет проводить качественную оценку заемщика при помощи скоринговой системы, разработанной собственным IT-подразделением.
Новые регулятивные ограничения, касающиеся процентных ставок и максимального размера долга по займам, негативно отразятся на финансовой устойчивости большинства МФО, работающих в PDL-сегменте. Согласно подсчетам Центробанка, в результате введения новаций убыточными могут стать до 90% компаний, выдающих такие займы. Тем не менее дальнейшее ужесточение надзора может привести к сворачиванию сегмента и росту нелегальных схем заимствования.
Что сегодня МФО необходимо для удачной конкуренции и процветания?
Сфера онлайн кредитования в России еще не очень сильно развита. Однако конкуренция среди МФО уже существует, и достаточно серьезная. Для удачной конкуренции и процветания компании используют различные методы. Завоевание микрофинансового рынка осуществляется посредством следующих способов: реклама на телевидении и в интернете; условия кредитования; юзабилити (удобство) сайта.
Наибольший эффект дает контекстная реклама, так как она направлена на целевую аудиторию. Кроме того, многие МФО рекламируются через CPA сети, то есть с помощью баннеров, размещенных на различных сайтах. Реклама на телевидении может принести существенный результат. Но на сегодняшний день замечено мало компаний, которые рекламируются на центральных каналах.
Однако, если условия кредитования не будут удовлетворять потребности заемщиков, любая реклама будет неэффективной. Именно поэтому важнейшими аспектами являются низкая процентная ставка и максимально возможная для получения сумма. Например, при первом обращении в LIME можно оформить заем на сумму до 20 000 рублей, выбрать срок до 30 дней и при этом не платить проценты.
Улучшенные условия не только обеспечили компании преимущество перед конкурентами, но и позволили выйти на новый уровень доверия клиентов. Что касается юзабилити сайта, то чем привлекательнее он выглядит, тем больше будет лояльность клиентов к компании. Но просто красивая картинка еще ничего не значит, так как намного важнее функционал. К примеру, наличие калькулятора, автоматически рассчитывающего проценты по займу на определенный срок.
Вы ведете социально ответственный бизнес, занимаетесь благотворительными проектами. Какие проекты вы за год реализовали? Зачем МФО благотворительность?
За 2018 год было реализовано сразу несколько успешных благотворительных проектов. Большая их часть проходила в летний период. Июнь начался с Дня защиты детей. Сотрудники нашей компании совместно с тренерами кроссфит-центра провели праздничную тренировку для воспитанников Центра «Созвездие». Кроме того, LIME подарила ребятам новый спортивный инвентарь. Также в июне мы помогли провести праздник «Пусть всегда буду Я», организованный Благотворительным фондом «Живи».
Благодаря нашей компании для ребят выступал настоящий иллюзионист, были организованы экологические мастер-классы, гигантские крестики-нолики, огненное шоу, различные конкурсы и подарки. В июле мы совестно со спортивным клубом в рамках проекта «Летний читальный зал» предложили свой вариант интересного и полезного отдыха.
При поддержке LIME специалисты клуба провели для детей интерактивную встречу «Разговор о книгах, чтении и немножко о занятиях физкультурой». В августе состоялся «Главный выпускной 2018» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы внесли свой вклад в организацию и проведение данного мероприятия, основанного благотворительным фондом «Особый ребенок».
На выпускной были приглашены ведущие, которые на протяжении всего вечера проводили для ребят различные конкурсы и активные игры. Благодаря финансовой поддержке нашей компании праздник получился ярким и незабываемым. Этот щедрый шаг был отмечен председателем благотворительного фонда «Особый ребенок» Е.А. Милешиной, которая наградила нашу компанию благодарственным дипломом за оказанное доверие, заботу и участие.
Благотворительность играет значительную роль в деятельности нашей микрофинансовой организации. Во-первых, это определяет LIME как компанию, которая нацелена не только на помощь людям через предоставление займов. Посредством благотворительности LIME оказывает безвозмездную помощь, что в очередной раз доказывает благожелательное отношение компании. Во-вторых, через участие в благотворительности происходит повышение лояльности клиентов к МФО.
Планы и амбиции на 2019 год?
Планы LIME на 2019 год охватывают сразу несколько профессиональных направлений компании. Так, помимо краткосрочных и долгосрочных займов, планируется добавить продуктовую линейку в несколько новых стран, в зависимости от потребностей местных жителей. Например, в Гонконге будет реализован уникальный для компании проект, затрагивающий новую сферу деятельности.
В сфере маркетинга в наши планы входит обновление системы и дизайна в трех регионах: Польше, Южной Африке и Мексике. Помимо этого, планируется запуск сразу семи проектов в следующих регионах: Латинская Америка, Азия и Африка. Что касается российского проекта, то последние полгода отдел маркетинга отлично потрудился над тем, чтобы LIME вошла в список топовых компаний рынка России, а также над позиционированием бренда, и будет продолжать наращивать обороты в 2019 году.