Заемщики берут столько, сколько дают МФО. Портрет заемщика меняется. Средняя сумма займа, которую клиенты МФО предпочитают сегодня брать составляет 90% от возможного лимита. По мнению экспертов рынка связано это с растущей инфляцией. "Потребительская корзина" подорожала и до зарплаты теперь не хватает чуть больше, чем до кризиса. Кроме того, заемщики наслышаны о том, что кредиторы стали строже к клиентам, получив одобрение от МФО, люди стремятся взять все, что им одобрено.
Как раз в связи с сокращением одобряемых заявок в банках, а также сокращением выдач кредитных карт, представители микрофинансового рынка склонны считать, что спрос на микрозаймы будет только расти. Но само количество участников данного рынка сократится примерно на 40%.
Сокращение числа МФО на 40% в 2015 году - это та цифра, которую озвучивают сами микрофинансисты, она обусловлена прежде всего, ужесточением регулирования, вниманием ЦБ к МФО. Каждый месяц реестр «худеет» - с 2011 года по февраль 2015 года из реестра микрофинансовых организаций было исключено 2 240 компаний. Кто-то уходит сам, кого-то исключают из реестра по причине нарушений законодательства, норм и правил, которых стало за последние годы немало на рынке. Многие поняли, что грядет снижение маржи из-за установки максимальных ставок по разного рода займам. Рано или поздно «потолок по ставкам» станет реальностью. Кому-то показалось хлопотным выполнять требования по формированию резервов на потери по займам, обязанность подключаться к БКИ (повысились при этом издержки на IT), соблюдать антиотмывочное законодательство, необходимость проведения инструктажа для персонала, привести в порядок сайт компании, в соответствии с нормами о рекламе МФО и так далее. И это не конец. На днях регулятор заявил об усилении внимания к происхождению капитала участников финансовых рынков, обязав микрофинансовые организации публично раскрывать сведения об акционерах и бенефициарах. В недалеком будущем МФО ожидает обязательное вступление в СРО и соблюдение стандартов профессиональной деятельности, разработанных СРО и утвержденных ЦБ. То есть вести деятельность на данном рынке придется по правилам, любители легких денег, «черные кредиторы» с него уходят. Кого-то испугала просрочка. Взыскивать долги самостоятельно или с помощью коллекторов для небольших компаний в условиях ограничения начисления штрафов, а также высокой конкурентности рынка – задача не из легких. Часть игроков вместо того, чтобы уйти, пересматривает свои бизнес-модели. Популярнее становятся продукты с обеспечением – под залог авто или недвижимости. Многие начинают сокращать количество продуктов в секторе «до зарплаты» и вводить предложения для предпринимателей. В частности, осваивают партнерство с электронными площадками, предоставляя бизнесменам тендерные займы, в обеспечение заявок на участие в различных конкурсах на выполнение работ. С целью сокращения издержек все чаще компании прибегают к онлайн-кредитованию. Или выдают займы на банковские счета, на предоплаченные пластиковые карты, или принимают заявки онлайн, а выдают наличные в точках выдач (это может быть отделение банка или другого партнера МФО). В целом, можно говорить, что по разным приметам, сокращение ожидает именно сектор PDL, за счет укрупнения рынка, переориентации на менее рисковые продукты, перестроения бизнес-моделей МФО в сторону онлайн-кредитования. При этом, портрет заемщика МФО тоже меняется. Из-за отказов в банках, в МФО приходят люди, которые еще вчера могли претендовать на получение кредитной карты в любом из банков, а теперь им не дают даже небольшую сумму. Причины разные - у кого-то предприятие попало в «черный список», у кого-то дети и жена на иждивении, а это тоже расценивается порой, как определенный риск. У кого-то есть ипотека «на руках», второй, даже небольшой кредит банк не торопится одобрять. Кроме того, в МФО стали обращаться те, кто ранее обходился без заемных средств. В банке тем, у кого нет кредитной истории вообще денег не дадут, такой клиент для банка «темная лошадка», почти также плох, как клиент с испорченной кредитной историей. В МФО же таким людям могут предложить небольшую сумму, а затем увеличить лимит. То есть у МФО есть шанс сформировать базу положительных, добросовестных заемщиков, которые впервые обращаются за займами в МФО. Это одна из причин увеличения суммы займов, которые берут люди в МФО - бывший банковский клиент за 1 000 рублей не приходит. Он, скорее, рассчитывает на сумму в размере оклада - от 8000 рублей до 50 000 рублей.
Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России»