Как мошенники играют на желании разбогатеть

Самый простой способ вовлечь человека в мошенническую схему – сыграть на его мечте о быстрых деньгах. Основным инструментом для привлечения являются рекламные баннеры в интернете. Об этом в своем интервью рассказал глава департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.

В период жесткого карантина деятельность мошенников особенно активизировалась. При этом они изменили подходы и методы для привлечения граждан. В частности, выросло число мошеннических действий Telegram и социальные сети. 

Методы привлечения

Высокая эффективность воздействия через интернет объясняется тем, что в условиях пандемии большинство россиян работает в дистанционном режиме. Интернет стал и рабочим местом, и главным способом проведения досуга. Мошенники сделали на это ставку. Объем мошеннической рекламы в интернете за время пандемии превысил общий объем стандартной рекламы от всех участников финансового рынка.

Для приманивания клиента в интернете размещаются «громкие» объявления типа «Хочешь заработать? Приходи к нам!». Людям предлагают бесплатные консультации или мгновенный заработок. Причем если раньше в такой рекламе говорилось о конкретном товаре или услуге, с помощью которых можно получить быструю прибыль, то теперь мошенники оставляют некую интригу. То есть, играют одновременно и на желании разбогатеть, и на любопытстве.

После нажатия по баннеру человека перебрасывает в аккаунт в социальной сети или на канал Telegram, где и начинается процесс обработки при помощи социальной инженерии. То есть подключаются методики, основанные на особенностях человеческой психологии.

Чаще всего пользователям предлагаются:

  • Торговое программное обеспечение для совершения сделок
  • Выгодные проекты для инвестирования
  • Обучение на семинарах
  • Приобретение обучающих материалов
  • Услуги юристов
  • Помощь антиколлекторов

В результате человек может стать жертвой брокера-нелегала, быть вовлеченным в финансовую пирамиду или заплатить крупную сумму за общедоступную информацию. Помощь так называемых раздолжнителей обычно ограничивается написанием жалобы в правоохранительные органы или Банк России. Форма ее заполнения также имеется в открытом доступе.

Общий алгоритм во всех случаях следующий: пользователю предлагают пройти обучение, затем приступить к торговле, затем застраховать средства, оплатить вывод денег со счета или снятие блокировки и, наконец,заплатить за то, чтобы хотя бы частично возместить понесенные убытки. Клиент платит – мошенник продолжает тянуть деньги.

Эксперт отметил, что жертвами мошенничества чаще всего становятся плохо информированные люди, не имеющие достаточных знаний в области финансов. Мошенники оформляют свои объявления таким образом, чтобы сразу же отпугнуть финансово грамотных пользователей.

Человек, потерявший доход, без финансовой подушки, находится в состоянии стресса. Он хватается за любую соломинку. В этом смысле пандемия сыграла на пользу преступникам.

Каковы риски для жертв мошенников

Размер потерь, понесенных в результате необдуманных действий, составляет, в среднем, от 40 до 80 тысяч рублей. Но бывают и значительно большие убытки. Обычно оплата вносится на карту или счет мошенника, которые присылаются жертве в личном сообщении, реже могут использоваться криптовалюты. Никакие договоры и прочие документы не предполагаются. В этом случае все обставляется не как обман, а как добровольное решение.

Часто люди вкладывают не только личные сбережения, но и одолженные деньги. Часто им предлагают взять кредит под предлогом того, что человек может легко покрыть его за счет заработанных денег.. Кредитор обычно тоже является нелегальным. Потом приходится брать новый заем, чтобы рассчитаться за старый.

Кроме того, существуют и другие риски:

  • Утери персональных и платежным данных
  • Заражения компьютера или смартфона вирусами
  • Ухудшения отношений с близкими людьми

Информация, однажды попавшая в руки мошенников, продолжает «кочевать» в их среде и использоваться в других схемах.

Как бороться с мошенниками

Привлечь к ответственности мошенников очень сложно. Во-первых, в своих рекламных объявлениях они не озвучивают, какие финансовые продукты или услуги предлагают. Во-вторых, они не заключают договоров.

Очень важно, чтобы на подобную рекламу обращали внимание владельцы площадок, на которых она размещается. Причина в том, что при наличии в большинстве сетей довольно жестких правил относительно рекламы, такие объявления уходят от внимания «цензоров». Эксперт подчеркнул, что реклама, в которой не указан конкретный товар или услуга, должна вызывать подозрение у служб, отвечающих за рекламный сектор.

Если человек попался на удочку мошенников, то он может предупредить об этом потенциальных жертв, обнародовав свою историю. Обязательно нужно проверять компании, прежде чем вкладывать деньги или оплачивать услуги. В частности, изучайте информацию на сайте Банка России.

Оставить комментарий