Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Микрофинансовые компании ужесточают подбор клиентов в кризис

Микрофинансовые компании ужесточили отбор клиентов. Повышены требования к заемщикам, которые работают в отраслях, подверженных риску из-за ухода иностранных компаний. В текущем году ожидается спад выдач в МФО.

Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

МФО стали акцентировать свое внимание на месте работы своих потенциальных клиентов. Они ужесточают требования отбора для тех, кто работает в отраслях, которые могут особенно пострадать в кризис. Как правило, компании отказывают тем, кто трудится в сферах, которые массово покидают иностранные компании. 

Кроме этого, микрофинансовые компании более тщательно оценивают услуги, которые становятся невостребованными в первую очередь из-за снижения заработка населения. К ним можно отнести сотрудников фитнеса, автоотрасли и киноиндустрии. 

Микрофинансовая онлайн-компания Moneyman исследовала отказы по заявкам клиентов, работающих в различных отраслях в июле 2019-2022 годов. Статистика отражает процент отказов от общего числа заявок, направленных новыми и постоянными клиентами. 

За каждый год было рассмотрено 100 000 заявок. Итог анализа показал, что в 2022 по сравнению с ковидным 2020 годом существенно увеличилась доля отказов для клиентов, работающих в сфере фитнеса, автобизнеса и киноиндустрии. Их количество увеличилось:

  • В 2019 году на 2 процентных пункта или до 86%
  • В 2020 году на 8 процентных пунктов или до 88%
  • В 2021 году на 7 процентных пунктов или до 84%

В 2019 году процент отказов был меньше 30%, а в 2021 году, когда экономика восстанавливалась после эпохи ковида, — ниже 70%. 

Примечательно, что уменьшился процент отказов для клиентов, работающих в отраслях, которые в пандемию были рискованными. К примеру, увеличивается доля одобрений для заемщиков, работающих в сфере красоты, в организациях розничной торговли, в строительстве, подчеркнул Леонид Корнилов, председатель совета директоров группы Finbridge. 

В скоринге вновь имеет существенное значение занятость потенциальных клиентов, отмечает Сергей Весовщук, генеральный директор Moneyman. В заявках обязательно должны указываться место и сфера работы. 

Компании стали более тщательно рассматривать заявки от клиентов, работающих в организациях, которые уходят из нашей страны, отметил Игорь Смирнов, гендиректор МКК Creditter. 

Неблагоприятная динамика затронула в первую очередь кассиров, консультантов и продавцов. Процент одобрения по ним уменьшился на 3,7 процентного пункта, рассказал Ион Болобошенку, директор по рискам ГК Eqvanta. Это итог ухода некоторых компаний розничной торговли с рынка России и, соответственно, потери рабочих мест. Дмитрий Африканов, гендиректор Юником24, отмечает, что в зоне риска оказались сотрудники, от услуг которых могут действительно отказаться в кризис. 

Эксперты прогнозируют, что число одобрений на рынке микрофинансирования может снизиться. Весовщук считает, что не стоит ждать возврата одобрений до уровня докризисного 2019 года. 

По мнению Романа Макарова, гендиректора Займера, доля отказов в микрофинансовых компаниях будет увеличиваться с октября-ноября этого года. Требования к заемщикам повысились с началом событий в Украине. Они до сих пор смягчались, поскольку санкционное давление на экономику не проявилось еще в полной мере. 

Консервативная оценка заемщиков обусловлена тем, что в ковидном 2020 году можно было более уверенно спрогнозировать, на каких отраслях экономики это отразится в большей степени, отметил Алексей Передерий, директор по рискам МигКредит. На основе этой оценки велась кредитная политика компаний. В текущих условиях это сложнее. 

Ситуация может оказать неблагоприятное воздействие на итоги деятельности рынка МФО в четвертом квартале этого года, когда прослеживаются наиболее интенсивные выдачи и возвраты займов, отметил Макаров.

Увеличение выдач будет умеренным из-за ужесточившегося скоринга, считают в СРО МиР.

Однако здесь существуют свои плюсы, по мнению участников рынка. В период кризиса повышается качество клиентов, отметил Андрей Пономарев, гендиректор онлайн-сервиса Webbankir. Это обусловлено притоком в МФО клиентов из банков. Однако может вырасти просрочка по сравнению с 2021 годом, но это некритично. Сейчас она соответствует уровню в 20-30%, по сведениям НАПКА.

Источник: Коммерсантъ