Микрофинансовые компании ужесточают подбор клиентов в кризис
Микрофинансовые компании ужесточили отбор клиентов. Повышены требования к заемщикам, которые работают в отраслях, подверженных риску из-за ухода иностранных компаний. В текущем году ожидается спад выдач в МФО.
МФО стали акцентировать свое внимание на месте работы своих потенциальных клиентов. Они ужесточают требования отбора для тех, кто работает в отраслях, которые могут особенно пострадать в кризис. Как правило, компании отказывают тем, кто трудится в сферах, которые массово покидают иностранные компании.
Микрофинансовая онлайн-компания Moneyman исследовала отказы по заявкам клиентов, работающих в различных отраслях в июле 2019-2022 годов. Статистика отражает процент отказов от общего числа заявок, направленных новыми и постоянными клиентами.
За каждый год было рассмотрено 100 000 заявок. Итог анализа показал, что в 2022 по сравнению с ковидным 2020 годом существенно увеличилась доля отказов для клиентов, работающих в сфере фитнеса, автобизнеса и киноиндустрии. Их количество увеличилось:
- В 2019 году на 2 процентных пункта или до 86%
- В 2020 году на 8 процентных пунктов или до 88%
- В 2021 году на 7 процентных пунктов или до 84%
В 2019 году процент отказов был меньше 30%, а в 2021 году, когда экономика восстанавливалась после эпохи ковида, — ниже 70%.
Примечательно, что уменьшился процент отказов для клиентов, работающих в отраслях, которые в пандемию были рискованными. К примеру, увеличивается доля одобрений для заемщиков, работающих в сфере красоты, в организациях розничной торговли, в строительстве, подчеркнул Леонид Корнилов, председатель совета директоров группы Finbridge.
В скоринге вновь имеет существенное значение занятость потенциальных клиентов, отмечает Сергей Весовщук, генеральный директор Moneyman. В заявках обязательно должны указываться место и сфера работы.
Компании стали более тщательно рассматривать заявки от клиентов, работающих в организациях, которые уходят из нашей страны, отметил Игорь Смирнов, гендиректор МКК Creditter.
Неблагоприятная динамика затронула в первую очередь кассиров, консультантов и продавцов. Процент одобрения по ним уменьшился на 3,7 процентного пункта, рассказал Ион Болобошенку, директор по рискам ГК Eqvanta. Это итог ухода некоторых компаний розничной торговли с рынка России и, соответственно, потери рабочих мест. Дмитрий Африканов, гендиректор Юником24, отмечает, что в зоне риска оказались сотрудники, от услуг которых могут действительно отказаться в кризис.
По мнению Романа Макарова, гендиректора Займера, доля отказов в микрофинансовых компаниях будет увеличиваться с октября-ноября этого года. Требования к заемщикам повысились с началом событий в Украине. Они до сих пор смягчались, поскольку санкционное давление на экономику не проявилось еще в полной мере.
Консервативная оценка заемщиков обусловлена тем, что в ковидном 2020 году можно было более уверенно спрогнозировать, на каких отраслях экономики это отразится в большей степени, отметил Алексей Передерий, директор по рискам МигКредит. На основе этой оценки велась кредитная политика компаний. В текущих условиях это сложнее.
Ситуация может оказать неблагоприятное воздействие на итоги деятельности рынка МФО в четвертом квартале этого года, когда прослеживаются наиболее интенсивные выдачи и возвраты займов, отметил Макаров.
Увеличение выдач будет умеренным из-за ужесточившегося скоринга, считают в СРО МиР.
Однако здесь существуют свои плюсы, по мнению участников рынка. В период кризиса повышается качество клиентов, отметил Андрей Пономарев, гендиректор онлайн-сервиса Webbankir. Это обусловлено притоком в МФО клиентов из банков. Однако может вырасти просрочка по сравнению с 2021 годом, но это некритично. Сейчас она соответствует уровню в 20-30%, по сведениям НАПКА.
Источник: Коммерсантъ