Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Динамика расходов на праздничные покупки: анализ спроса на кредиты в конце года

Скачок спроса в новогодние праздники — закономерность. Многие россияне предпочитают покупать подарки в середине–конце декабря. Рассмотрим динамику праздничных расходов за последние годы.

Софья Игумнова
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Как ведут себя потребители в предновогодний период

По данным SuperJob, россияне в 2023 году планировали потратить на празднование Нового года в среднем 19 600 рублей. Годом ранее расходы оценивались в 17 500 рублей, что соизмеримо с данными за 2020 год.

«Перед Новым годом растет спрос на товары разных категорий: от снегоуборочной техники до парфюма. Большинство расходов приходится на предпраздничные покупки и подарки. Не стоит забывать и про сезонный спрос на кафе, рестораны и поездки»

Вита Жизневских СЕО ВЗО

По данным ВТБ, расходы россиян на развлечения и отдых в новогодние каникулы 2024 года выросли на 31%. Затраты на покупки в кафе, ресторанах и барах увеличились на 31% к 2023 году. На проживание в отелях и на курортах клиенты ВТБ потратили на 22% больше, чем годом ранее, на организованный туризм — на 32% больше. 

В предновогодний период увеличивается спрос на онлайн-покупки. По данным Ozon, обороты маркетплейса в декабре 2023 года выросли в два раза. Отмечен тренд на крупные онлайн-покупки и рост спроса на товары в категориях fashion и home.

Россияне чаще приобретают технику перед Новым годом. Число продаж в магазинах «М.Видео-Эльдорадо» в последнюю неделю декабря 2023 года оказалось максимальным за весь год.

Статистика по оформленным кредитам в конце года

По данным Frank RG, в декабре 2021 года банки выдали физическим лицам кредиты на сумму 1,38 трлн рублей. По сравнению с ноябрем 2021 года выдачи увеличились на 10%, а с ноябрем 2020 года — на 16,4%.

По итогам декабря 2023 показатель достиг отметки в 1,43 трлн рублей. Конечно, наибольший вклад в статистические данные внесла ипотека.

Сегмент потребительского кредитования в декабре 2022 года продемонстрировал символический прирост на 0,1%. В 2023 году портфель потребительских кредитов вырос на 0,5%, прибавив за месяц 63 млрд рублей.

В декабре 2023 года банки одобрили 2,36 млн кредитов наличными на 429,9 млрд рублей, что стало минимумом с декабря 2017 года. Продажи необеспеченных ссуд сократились на 22%, несмотря на традиционную предновогоднюю активность.

Охлаждение рынка кредитования продолжается с сентября 2023 года. ЦБ РФ ввел макропруденциальные лимиты, ужесточил надбавки по кредитам с ПСК больше 25% и ссудам заемщикам с ПДН более 50%.

Более ранняя статистика по выданным кредитам за декабрь по сравнению с другими периодами говорит о росте спроса в предновогодние периоды. Так, в 2015–2018 годах в декабре доля потребительских кредитов в среднем увеличивалась на 20% по сравнению с другими месяцами.

Как банки и МФО меняют предложения к концу года

Банки осторожно подходят к ценообразованию кредитных продуктов. Ожидать массовых предложений по кредитам со сниженными ставками в 2024 году не стоит.

Обычно акционные ставки доступны ограниченному числу заемщиков. Скидки часто предоставляют при выполнении ряда условий. В их числе:

  • Совершение определенных оборотов по карте
  • Подключение платных подписок
  • Оформление страховки у партнера банка

Фактическая стоимость кредита увеличивается за счет покупки заемщиком дополнительных услуг.

МФО могут запускать разные новогодние акции:

  • Скидки на оплату займов
  • Розыгрыши погашений долгов
  • Беспроцентные тарифы

Обычно предложения предполагают ограничения по сумме, сроку и другим параметрам. В частности, условие по повышению ставки в случае пролонгации займа.

Как изменится спрос на кредиты в праздничные периоды

По оценке Frank RG, выдачи кредитов наличными по итогам 2024 года снизятся из-за роста ключевой ставки и ужесточения лимитов по потребительским кредитам и кредитным картам клиентам с ПДН более 50–80%.

В то же время населению становятся доступными альтернативные сервисы, в том числе дистанционные. Среди них POS-кредитование и BNPL (оплата частями).

Маркетплейсы и онлайн-магазины привлекают удобством, акциями и возможностью получить товар сегодня, а оплатить завтра. Не исключено, что спрос на такие сервисы будет расти в праздники в 2024–2025 годах.