Большинство граждан РФ не боится попасться на уловки телефонных мошенников
За первое полугодие 2022 года более 80% россиян столкнулись с действиями телефонных мошенников. Аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели исследование на эту тему.
Опрос показал, что за полгода почти 85% респондентов столкнулись с действиями аферистов. По сравнению с показателями за 2021 год это больше на 7%. Более 60% всех случаев предусматривали звонки россиянам по телефону. Еще 20% попыток мошенников осуществлялось через СМС-сообщения.
При этом злоумышленникам редко удавалось обмануть граждан. Ущерб от действий мошенников не понесли более 90% опрошенных. Значительно пострадали в финансовом плане около 6%, а еще 3% понесли незначительные расходы. В течение года результат не изменился даже с учетом того, что активность аферистов в кризис значительно увеличилась.
Более половины участников исследования молодого возраста устанавливают на смартфоны антимошеннические приложения — 54%. Среди старшего поколения таких всего 17%.
Более половины россиян смогли самостоятельно вычислить мошенников. При этом 12% населения не смогли распознать потенциальный обман. В 23% случаев россияне начали подозревать мошенничество из-за манеры собеседника говорить, лексики, интонации.
Еще 17% вычисляли злоумышленников по попыткам узнать PIN-код к карте и другие личные данные. Около 10% опрошенных сообщили, что их внимание привлекли просьбы назвать паспортные сведения и разговоры о несуществующих банковских операциях. Нежелание собеседника отвечать на уточняющие вопросы насторожило 8% граждан.
В целом россияне хорошо информированы о методах работы мошенников, поэтому легко распознают фейковые звонки из банка и попытки выудить конфиденциальную информацию. Но преступники постоянно придумывают новые схемы обмана, используя актуальные инфоповоды.
Звонки могут поступать от имени соцслужб. Часто россиянам предлагают оформить льготу или разовую денежную выплату на детей. В отдельных ситуациях аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов и просят граждан оказать содействие в разоблачении недобросовестных специалистов финансового учреждения.
Злоумышленники угрожают тем, что гражданин может лишиться своих сбережений, предлагают перевести все деньги на безопасный межбанковский счет. В итоге человек отправляет деньги аферистам, после чего последние скрываются и обналичивают средства.
Социальная инженерия в данном случае опасна тем, что вернуть отправленный платеж крайне сложно. Жертвы лично сообщают злоумышленникам секретную информацию, заключают сомнительные договоры, переводят деньги аферистам. По этой причине в большинстве случаев они признаются ответственными за последствия таких решений.
Центробанк сегодня предлагает обязать финансовые учреждения в течение 30 дней возвращать клиентам деньги, которые перевели на счета мошенников. В частности, банки должны будут возмещать потери, если средства ушли по реквизитам, информация о которых есть в специальном реестре регулятора.
Чтобы своевременно распознать мошенников, важно знать схемы обмана, которые они используют. Также стоит изучить основные правила, как хранить конфиденциальные сведения, безопасно и выгодно оформлять микрозаймы, выявлять фишинговые сайты и другие схемы аферистов.
Источник: Честное слово