Как изменилось платежное поведение россиян с марта 2022 года
Результаты оперативного социально-экономического мониторинга, который провел Аналитический центр НАФИ, показали, что платежное поведение россиян в сентябре вернулось к значениям, которые были до изменения социально-экономической ситуации в стране.
После небольшого спада в марте и апреле текущего года, доля россиян, которые предпочитают оплачивать покупки безналичными инструментами, не только вернулась к прежнему уровню, но даже превысила его.
Для большинства граждан России (73%) более предпочтительным способом оплаты остаются безналичные платежи. По сравнению с мартом-апрелем, на 5 п.п. в сентябре выросла доля тех, кто таким образом расплачивается за свои покупки. До марта 2022 года около 72% россиян преимущественно расплачивались безналичным способом.
Также в результатах мониторинга было отражено, что безналичный способ оплаты предпочитает 78% женщин и 66% мужчин. Кроме того, такой способ оплаты покупок выбирает 83% россиян с высшим образованием, 76% работающих граждан и по 83% квалифицированных работников и руководителей.
В результатах мониторинга отмечается, что чаще всего наличными расплачиваются мужчины (32% против 21% женщин), а также граждане без постоянной работы (32%) и те, кто не имеет высшего образования (30%). При этом в выборе способа оплаты уровень доходов не играет существенной роли.
Директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова, рассказала, что одной из постоянных составляющих оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ является изучение платежного поведения граждан РФ и их предпочтений к тем или иным способам оплаты.
По ее словам, последние измерения были проведены в сентябре, до того, как объявили частичную мобилизацию, после чего финансовое поведение изменилось. Лейсан Баймуратова отметила, что ЦБ РФ 23 сентября зафиксировал рост спроса на наличные деньги выше мартовских показателей. Эксперт предположила, что вполне возможен рост доли россиян, которые предпочитают оплачивать покупки наличными деньгами.
Источник: НАФИ