Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Итоги вебинара «Денежные установки — как они образовались и что с ними делать» с участием Виктора Ефимова

Виктор Николаевич Ефимов — преподаватель НГУЭУ, методист по повышению финансовой грамотности проекта Минфина России Вашифинансы.рф, экономический психолог, действующий инвестор и игропрактик. Являясь экспертом Национального центра финансовой грамотности, проводит тематические семинары и тренинги для взрослого населения, направленные на повышение уровня финансовой осведомленности своих учеников.

Юрий Муранов
Главный редактор

Денежные установки

Под установками подразумевается совокупность мнений, мыслей, верований и убеждений людей. Первые психологические установки формируются у человека в детстве. Все люди получают разное воспитание, живут в разных семьях, и эти факторы влияют на их отношение к жизни в целом и к деньгам в частности.

Денежные установки влияют на восприятие человеком денег и его поведение в любых ситуациях, связанных с ними, от выбора магазинов и товаров до мотивации к покупкам. Все это изучает экономическая психология.

Теория когнитивного развития

Одной из основ изучения отношений человека с деньгами является теория когнитивного развития. Создателем этой теории стал Жан Вильям Фриц Пиаже (09.08.1896–16.09.1980) — швейцарский ученый в области философии и психологии, автор многочисленных исследовательских трудов по детской психологии. Его периодизация когнитивного развития ребенка легла в основу множества последующих работ в этой области.

Возрастная периодизация рассматривалась не только Ж. Пиаже, но и такими известными психологами как Л. С. Выготский, Р. Заззо, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд. К слову, у Фрейда и Пиаже совпадает один из периодов развития ребенка: у первого автора это «латентный период», у второго — «стадия конкретных операций».

Однако Пиаже одним из первых пришел к выводу о том, что развитие детского мышления происходит иначе, чем у взрослого человека. Он выделил четыре стадии развития ребенка.

Этапы когнитивного развития по Жану Пиаже и восприятие денег в каждый из этих этапов

  1. Этап сенсомоторного интеллекта — 0–2 года. Ребенок воспринимает мир целостным и пока не понимает, что деньги нужно зарабатывать. В этот момент на отношение ребенка к деньгам в большей степени влияют родители своим примером
  2. Этап дооперациональных представлений — 2–7 лет. Ребенок учится распоряжаться деньгами, которые ему дают; начинает понимать, что можно и что нельзя
  3. Этап конкретных операций — 7–11 лет. В этот период рекомендуется начать давать ребенку карманные деньги. При этом желательно избегать активного влияния на его траты. Этот период является ключевым для формирования самооценки и предпринимательских качеств
  4. Этап формальных операций — от 12 лет и старше. Ребенок уже в состоянии сам заработать свои первые деньги. Закладывается трудовая и финансовая дисциплина
«Скриншот из презентации «Денежные установки»

Можно ли изменить сформированные в детстве установки

Искать и исправлять неправильные установки можно и нужно. В первую очередь необходимо понять, на каком из этапов детского развития, выделенных Жаном Пиаже, произошло событие, повлиявшее на дальнейшее отношение к деньгам. Как правило, память фиксирует эти события, поэтому вспомнить их вполне реально.

Когда событие и время его происхождения точно установлены, можно начинать корректирующую работу. Обычно этим занимается экономический психолог, но можно провести работу и самостоятельно. Каждый может стать богаче и счастливее, если этого захочет.

Работа со списком основных финансовых установок

Для того чтобы прочитать и проанализировать основные финансовые установки, которые могут влиять на жизнь здесь и сейчас, достаточно 5–7 минут. Чтобы лучше абстрагироваться от окружающей действительности, рекомендуется включить ненавязчивое фоновое звуковое сопровождение.

Желательно зафиксировать чувство, которое может появиться при идентификации установки — радость, горечь или другие эмоции. Также можно зафиксировать любые другие детали — кто присутствовал при этом событии и что говорил, а также иные сопутствующие воспоминания.

Список основных финансовых установок

  • Деньги тяжело зарабатываются. Чтобы быть богатым, надо тяжело и много работать
  • Сколько бы я не зарабатывал, денег всегда не хватает 
  • Бедные более счастливые 
  • Деньги — это зло. Деньги заставляют идти на преступления и сделки с совестью 
  • В нашей стране большие деньги можно заработать только нечестным путем 
  • Для того чтобы быть богатым, надо иметь лучшее образование в самых дорогих вузах 
  • Бедные со временем становятся только беднее, а богатые богатеют 
  • Деньги — это абсолютно недуховная составляющая жизни 
  • Большие деньги приносят большие проблемы
  • Если я на всем буду экономить, то смогу скопить денег к старости 
  • Если у меня будет много денег, то все подумают,что я нечестный человек и вор 
  • Когда ты богат, то все время находишься в опасности 
  • Деньги развращают человека и прививают ему все низменные страсти
  • Большой доход требует постоянной работы и усилий, свободного времени на жизнь и удовольствия просто не остается 
  • Чтобы открыть свой бизнес и заработать много денег нужны связи, а у меня их нет 
  • Чтобы зарабатывать миллионы, надо быть очень талантливым и креативным. Значит, мне это не грозит. Я же не Стив Джобс 
  • Для начала бизнеса нужен стартовый капитал, поэтому надо взять кредит 
  • Кредитные карты помогают мне быть на плаву, когда надо дожить до следующей зарплаты или съездить в отпуск
  • Если бы у меня был любовник или спонсор, тогда я смогла бы стать богатой
  • Если я буду покупать много дешевых вещей, то смогу сэкономить деньги 
  • Я не могу начать свой бизнес или освоить профессию, которая мне очень нравится, так как мне приходится работать на этой каторжной работе, чтобы оплачивать свои счета
  • Конечно, Свете/Коле/Оле и так далее больше повезло: у нее богатые родители, поэтому у нее всегда есть деньги 
  • Видимо, у меня тяжелая судьба: что бы я ни делала, где бы ни работала, денег всегда впритык
  • Я — транжира. Это врожденное, я не могу это изменить, поэтому у меня всегда нет денег
  • Инвестирование денег — это большой риск
  • Люди, которые откладывают деньги, глупы. Жить надо сегодняшним днем
  • Для того чтобы управлять деньгами, надо иметь бизнес, образование и разбираться в экономике. Это очень сложно для меня, так что буду просто средним классом 
  • Деньги не приносят счастья. Ну посмотрите на этих миллионеров: одни разводы, измены, предательства. А я хочу прожить свою жизнь счастливо

Перевод негативных установок в позитивные

Негативные установки требуют перевода в позитивные. Для этого нужно взять лист бумаги и разделить его на 3 части. В первой части листа написать негативную установку, которая блокирует финансовый поток. Во второй — ответить на вопросы:

  • Почему я так считаю?
  • Почему это неправда?

Например:

  • Мне в 7 лет кто-то из родственников сказал, что нужно работать на заводе и тогда с деньгами все будет хорошо
  • Бывает работа, которую выполняешь с удовольствием, деньги можно выиграть, другие аргументы

В третьей колонке требуется записать позитивное утверждение, которое исправит неправильную установку и обеспечит приток денег.

Пример позитивных установок

  • Деньги легко приходят в мою жизнь
  • Вселенная изобильна
  • Вселенная позаботилась обо мне и предусмотрела для меня много богатств
  • С каждым месяцем деньги приходят в мою жизнь легче

Если читать или прописывать новое утверждение ежедневно по нескольку раз утром и вечером в течение месяца, появятся совершенно новые установки на деньги, изменится поведение. Можно проговаривать эти установки в свободное время, желательно подключать эмоции. И, возможно, уже через несколько дней даст о себе знать новая высокооплачиваемая работа или откроется иной финансовый источник.

Детская литература для формирования правильных денежных установок

Для переработки своих неправильных финансовых установок и формирования правильных установок у детей рекомендуется прочитать такие детские произведения, как:

  • Бодо Шефер «Собака по имени Мани»
  • А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  • Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»