Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Итоги вебинара «Финансовая грамотность для детей: как привить финансовую грамотность ребенку» с участием Натальи Рязановой

Наталья Рязанова — преподаватель детской школы предпринимательства «БизнесТутJunior», консультант по финграмотности, преподаватель кампусных курсов НГУЭУ «Основы предпринимательства» и «Основы финансовой грамотности».

Юрий Муранов
Главный редактор

Что такое финансовая грамотность

Навык управлять своими финансами так же важен, как чтение и письмо. Начинать формировать его лучше с детства. Так привычка адекватно просчитывать свой бюджет успеет закрепиться и создаст почву для финансового успеха в будущем.

Финансовая грамотность позволяет:

  • Эффективно управлять личным и семейным бюджетом
  • Строить планы на длительный срок
  • Формировать финансовую подушку безопасности
  • Избегать долгов

Результаты опроса, проведенного для издания «Газета.ру» в 2021 году, показали, что 49% россиян сомневаются в своей финансовой грамотности.

Для повышения уровня финграмотности населения запускаются различные государственные проекты. Так, Минфин России совместно с Всемирным банком реализовал образовательную программу «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

На ней россиянам предлагают научиться грамотному финансовому поведению, сформировать ответственное отношение к личным финансам.

Ценность воспитания финансовой грамотности

Воспитание финансовой грамотности помогает детям понять, что:

  • Деньги зарабатывают трудом и законными способами
  • Неправильное обращение с деньгами приводит к бедности
  • Если грамотно распоряжаться своим бюджетом, можно научиться копить и приумножать доходы
Кроме того, эти знания помогают распознавать мошеннические схемы и принимать верные финансовые решения даже под давлением злоумышленников.

Чему важно учить ребенка

С детьми разного возраста важно говорить о:

  • Разумной экономии. Не просто отказывать в покупке желанной игрушки, а объяснять, почему мы не можем ее купить
  • Постановке финансовых целей. Научить ребенка спрашивать себя: чего ты хочешь добиться и к какому сроку? Эти вопросы постепенно позволят перевести обычную цель в категорию финансовой
  • Зарабатывании денег и получении желаемого. Объяснять ребенку, как в семье появляются деньги, и как добиваться своих целей экологично
  • Формировании бюджета и распределении средств. Рассказать, что бюджет формируется из доходов и расходов, и наши траты зависят от суммы, которая у нас есть
  • Способах учета и контроля своих финансовых ресурсов. Научить ребенка фиксировать свои траты, чтобы понимать, сколько денег ушло на конкретные покупки, и сколько средств осталось
  • Принятии финансовых решений и избегании импульсивных покупок. Показать своим примером, как лучше планировать покупки
  • Инвестировании и предпринимательстве. Подросткам можно рассказать, как приумножить свои деньги, какие средства для этого подходят, как научиться их использовать

Кроме того, на примере финансовых игр и живых примерах важно объяснять, как работают банки, и как не поддаться на уловки мошенников.

Воспитание финансовой грамотности с учетом возраста

При планировании обучения финансовой грамотности важно учитывать возраст ребенка. Рекомендуется активно использовать игровые форматы, приводить понятные примеры из жизни, показывать на своем примере, как относиться к деньгам, принимать решения о покупках и планировать расходы.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Финансовое воспитание ребенка рекомендуется начинать с раннего возраста. Дошкольникам нужно объяснить, что такое деньги, и зачем они нужны. Важно донести до ребенка, что:

  • Деньги кто-то зарабатывает
  • У родителей деньги не могут появляться бесконечно
  • Одна из основных функций денег — обмен на товар

Занятия должны проходить исключительно в игровом формате. Это самый действенный механизм познания для детей до семи лет. Темы финансового воспитания часто поднимаются в мультфильмах. При этом важно не просто смотреть их, но и обсуждать.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Ученикам младшей школы важно объяснять ценность вещей, заложить основы целеполагания, познакомить с техниками достижения цели. При обучении используются игры, книги, фильмы, обучающие приложения.

Старший школьный возраст (11-14 лет)

Родителям следует делать упор на семейный и личный бюджет, контроль расходов, правила накопления, рассказать о формировании финансовой подушки безопасности. В качестве инструментов обучения применяются игры, книги, фильмы, приложения для обучения и планирования финансов.

Подростковый возраст (14-18 лет)

В этом возрасте основные паттерны финансового поведения уже должны быть сформированы. Подросток может сам найти полезные для себя источники информации, изучать интересующую его тему по книгам и фильмам. Родитель может делиться своим опытом, рассказывать о финансовых задачах, которые ему приходилось решать.

В этом случае важно делать акцент на развитии навыка личного финансового планирования. Для этого можно предложить ребенку пройти обучающие курсы по разным финансовым темам — они есть в свободном доступе.

Платформы для обучения финансовой грамотности

Курсы по финансовой грамотности выпускали Мосбиржа и Финансовый университет. Можно обучаться на таких площадках, как Открытое образование, Stepik, Лекториум — на этих платформах появляются форматы для детей. Помимо этого, Наталья Рязанова рекомендует ресурсы: