Бренды, которые вернулись в Россию и сменили имя
С февраля 2022 года многие иностранные компании приостановили свою деятельность в РФ или заявили об уходе из страны из-за санкций. Часть из них вернулась почти сразу, сменив название и собственника. В этом обзоре вы найдете список обновленных брендов.
Крупные компании, вернувшиеся в Россию
В прошлoм году в связи с внешнеполитической ситуацией и санкционной антироссийской политикой, многие иностранные торговые марки были вынуждены закрыть подразделения в России из-за трудностей с поставками или по другим причинам. При этом они понесли большие убытки. Некоторые крупные сети продали российские магазины местным компаниям и популярные бренды вернулись на рынок в новом виде.
Россияне опять могут покупать популярные в России марки одежды Zara, Sinsay, Bershka и другие. Магазины открылись под новыми названиями. В некоторых из них даже сохранился ассортимент.
Reserved, магазин польского производителя одежды
Российские магазины польского производителя одежды LPP Group опять работают, сменив название. Reserved превратился в RE, Sinsay — в «Син», Cropp — в CR, House — в XC, а Mohito — в M. Бренды сменили собственника и перешли к китайской компании «Фар ист сервисиз-фзко» и своему гендиректору Анне Пилюгиной в соотношении 95% и 5% соответственно. Кроме названия, изменился и ассортимент.
Zara, магазин испанского ретейлера одежды
В марте прошлого года закрылись российские магазины Inditex. Это бренды Zara, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho, Uterque и Massimo Dutti. В октябре компания продала бизнeс в России ливанской группе Daher, крупному ливанскому ретейлеру с опытом работы в своей стране более 50 лет.
В апреле 2023 года бывшие магазины Zara открылись под названием Maag. Bershka превратится в Ecru, а Pull & Bear в DUB.
Reebok и Nike, бренды спортивной одежды из США
Американский производитель спортивной одежды и обуви Reebok передал свой российский бизнес турецкому холдингу FLO Retailing в мае прошлого года. Постепенно магазины компании восстанавливают работу по всей территории РФ под новым названием — Sneaker Box. Магазин планирует сохранить линейку одежды и лейблы.
Nike продал бизнес российской мультибрендовой сети Sport Point. Ассортимент магазин сохранился в прежнем объеме, как рассказывают покупатели.
Levi Strauss & Co., американский производитель одежды
Производитель одежды Levi Strauss & Co. из Америки заявил об уходе с российского рынка после 29 лет работы. Но уже в июле 2022 года компания вновь открыла свои магазины под новым названием — JNS. JNS планирует сохранить максимальные объемы Levi's. Но под этим названием будет развиваться мультибрендовая сеть. На сайте магазина представлены товары Levi’s, Lacoste, Vans, Lee, Wrangler, Lee Cooper и другие.
Crocs, компания по производству обуви
В конце лета прошлого года американский производитель обуви Crocs вновь открыл свои магазины в России. Новым оператором торговых точек бренда стало ООО «Клэр», которым владеет бывший глава российского подразделения Crocs Эрик Пети.
McDonald’s, американские рестораны быстрого питания
В марте прошлого года американская сеть ресторанов быстрого питания приостановила свою деятельность и закрыла часть заведений. Сибирские McDonald’s работали дольше других по стране, так как в регионе сеть развивалась по франшизе новокузнецкого ООО «Гид», а не как дочерняя компания McDonald’s.
В мае 2022 года компания продала свой бизнес владельцу «Гид» Александру Говору, который с 2015 года управлял сетью из 25 ресторанов в Сибири. Заведения бывшего Макдональдс вновь открылись, но уже под названием «Вкусно — и точка».
Starbucks, сеть кофеен из Штатов
Американская сеть кофеен заявила об уходе из России в мае прошлого года. Бизнес купили ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимати и компания «Синдика». Они переименовали сеть в Stars coffee, а на логотипе бренда появилась девушка в кокошнике.
The Coca-Cola Company, американский производитель напитков
Американский производитель безалкогольных напитков Coca-Cola приостановила работу в России в марте 2022 года. Подразделение компании в РФ переименовано в Multon Partners, в переводе — ООО «Мултон партнерс». Напитки под брендами компании выпускаются под названием «Добрый»: Coca-Cola — «Добрый cola», Fanta — «Добрый апельсин» и другие.
Paulig Group, производитель кофе из Финляндии
В мае 2022 года финский производитель кофе продал бизнес и завод по обжарке кофе гражданину Индии Викасу Сои. Но бренды и рецепты Paulig не вошли в сделку. Новый владелец переименовал компанию в ООО «Милфудс» и наладил производство кофе под брендом Poetti.
L'Occitane, косметическая компания
В июне 2022 года производитель косметики из Франции возобновил работу в России. Ранее в апреле она заявила о закрытии магазинов и приостановке интернет-торговли в России. Теперь магазин называется «Л'Окситан» и продает ту же продукцию в полном объеме, регулярно получая новые партии товара.
Shell, нефтегазовая компания
В марте 2022 года компания решила полностью покинуть российский рынок. В мае Shell продала ЛУКОЙЛу свою российскую «дочку», которая объединяет сеть заправок и завод смазочных материалов. Теперь АЗС работают под финским брендом Teboil, акции которого ЛУКОЙЛ купил еще в 2005 году.
Tetra Pak, шведский производитель упаковки
В июле 2022 года из-за нарушения логистических цепочек компания вынуждена была продать бизнес своему российскому подразделению. Юридическим названием стало АО «Упаковочные системы». В октябре компания решила проблему с сырьем и возобновило производство цветных упаковок.
OBI, сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров
8 марта 2022 года появились сообщения о том, что компания намеревается закрыть 27 гипермаркетов в России и уйти с российского рынка. 30 декабря 2022 года пять юридических лиц, составляющих российскую часть OBI, были проданы новым владельцам: 90% — компании «Модуль 2», еще 10% — чеченскому бизнесмену Валиду Корчагину.
Tous, испанский ювелирный бренд
Tous прекратил свою деятельность в России в начале марта 2022 года из-за «текущих обстоятельств». Но позже вернулся на рынок с помощью своего партнера — компании Rashel Group.
Sephora, французская сеть косметики
«Иль де ботэ» (ребрендинг Sephora) в марте 2022 года объявила о временном закрытии магазинов в России. В июле LVMH сообщила о сделке с российским менеджментом — все магазиы перешли гендиректору Евгению Дроздову.
Как ребрендинг повлиял на ассортимент продукции
Во всех компаниях ребрендинг прошел по разному. Одни максимально сохранили ассортимент, изменив лишь наклейки или этикетки, другим пришлось менять меню или линейку одежды.
Покупатели сразу отметили, что в новом магазине больше вещей ярких расцветок. Многие пишут, что ассортимент полностью сменился. Одежда стала проще. Фанаты бренда разочарованы, остальные смогли подобрать вещи в новом магазине.
У бывшего Макдоналдс поменялся не только логотип, но и меню — названия многих блюд и немного их вкус. Потребители поделились, что хлеб или булочки в бургерах стали более тягучие, а картошка фри — гораздо вкуснее. Те, кто любил еду из Макдоналдс, любят ее и после смены названия и владельца заведения.
Россияне также положительно оценили вкусовые качества напитка Добрый Кола. Для одних новый продукт полностью аналогичен прежней Коле, другие даже отмечают улучшение вкуса.
Про Stars Coffee, который заменил Star Bucks, отзывы противоречивые. Одни хвалят и не замечают изменений:
Другие отмечают ухудшение качества напитков:
Меню в обновленной кофейне действительно изменилось, но разработчики постарались максимально сохранить ассортимент напитков. А вот цены точно остались прежними — в среднем 350–370 рублей за стаканчик кофе.
В целом, можно отметить, что в популярных ранее иностранных кафе по-прежнему много посетителей. А вот аудитория некоторых магазинов одежды поменяется.
Почему бренды возвращаются
Иностранные компании продают свои российские бизнесы. Поэтому после небольшого перерыва старые торговые точки продолжают работу под новым названием. Так вернулись на рынок магазины польской сети LPP, которые купил китайский консорциум. А Макдоналдс продал свои рестораны главному российскому франчайзи Александру Говор, который с 2015 года управлял сетью из 25 ресторанов в Сибири.
Многие западные компании работали с российскими бизнесменами по договорам франшизы, которые они не могут прекратить в одностороннем порядке. В российских договорах нет условий, по которым можно разорвать франшизу из-за нынешних обстоятельств. Поэтому головной офис вправе закрыть только те точки, которые подчиняются ему напрямую. На франчайзинговую сеть иностранные компании повлиять не могут.