Как получить выписку из ЕГРЮЛ и зачем она нужна
В ряде случаев предпринимателю нужно получить информацию о какой-либо компании или подтвердить сведения о себе. Сделать это можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ — реестра юридических лиц. Однако при ее оформлении нужно учитывать несколько важных нюансов.
В этой статье мы расскажем вам, как самостоятельно получить выписку из госреестра юрлиц. Вы узнаете, как заказать бумажную выписку в отделении налоговой службы или электронную. Подскажем, в каких ситуациях вам потребуется выписка и какие данные она содержит.
Подробнее о ЕГРЮЛ и выписке из него
ЕГРЮЛ или Единый государственный реестр юридических лиц — это реестр, в который заносится вся информация о зарегистрированных в России юридических лицах. Его ведет Федеральная налоговая служба. Любая компания обязана иметь запись в реестре — без нее она не имеет права вести деятельность. Компании заносятся в реестр в процессе регистрации или реорганизации.
Также есть реестр индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. Налоговая служба заносит в него информацию об ИП. Предпринимателю в реестре также предоставляется регистрационный номер — ОГРНИП. Из него можно получить информацию по любому зарегистрированному предпринимателю.
26 апреля 2021 года вступили в силу изменения в статью 5 Федерального закона №129-ФЗ, на основании которых при внесении изменений в сведения о наименовании юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ, налоговая служба в течение пяти рабочих дней должна актуализировать эти данные в реестре. Обновления производятся без участия юридического лица.
Такой же порядок действует при прекращении деятельности или реорганизации юридического лица путем присоединения или слияния.
Помимо этого, в соответствии с поправками юридическое лицо или ИП должны уведомлять налоговую службу об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ данных, не связанных с изменением учредительных документов, в течение семи рабочих дней со дня изменения. Для этого необходимо предоставить в отделение ФНС соответствующие документы.
С 26 апреля 2021 года в ЕГРЮЛ вносятся данные о единственном акционере АО.
Вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 519-ФЗ, который внес существенные изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основные изменения касаются государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Изменения коснулись прекращения процедуры исключения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Для того, чтобы юридическое лицо или ИП не были исключены из реестров, им необходимо устранить причину, ставшую основанием для исключения. Также ИП требуется предоставить отчетность и оплатить задолженность. При направлении заинтересованными лицами возражений против исключения юридического лица из ЕГРЮЛ или ИП из ЕГРИП нужно приложить соответствующие документы, обосновывающие подобные возражения.Для чего нужна выписка из ЕГРЮЛ
Выписка с информацией о компании может понадобиться ее руководителю или представителю в таких ситуациях:
- При открытии расчетного счета, оформлении кредита или депозита
- При оформлении сделок с недвижимостью
- При участии в торгах, тендерах и закупках
- При изменении состава учредителей и смене руководителя
- При ликвидации или реорганизации лица
- При проверке контрагента, для определения контактных и регистрационных данных
- При взаимодействии с государственными органами, таможней и иными ведомствами
- При судебных разбирательствах — нужна и истцу, и ответчику
- В других целях. Например, ее могут потребовать при изготовлении печати или получении лицензии
- При оформлении внутренней документации — для отдела кадров или отдела безопасности, бухгалтерии компании
Этот документ заменяет свидетельство о регистрации юридического лица, которое не выдается с 1 января 2017 года. Также он дополнительно подтверждает актуальность информации о компании.
Выписка о другом юридическом лице необходима для его проверки. По ней можно определить, зарегистрирована ли такая компания вообще, кто ее учредил, какими видами деятельности она занимается, была ли она реорганизована или ликвидирована. Изучение выписки по другой компании — важный элемент проверки контрагента перед сотрудничеством.
Получить выписку может не только юридическое, но и физическое лицо, в том числе ИП. По информации в ней человек может изучить компанию подробнее, например, уточнить дату регистрации или наличие лицензий. Данные из документа позволяют дополнительно оценить надежность компании перед обращением в нее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные органы не имеют права требовать от заявителя выписку из ЕГРЮЛ.
Что содержится в выписке из ЕГРЮЛ
В выписке из реестра юридических лиц содержится вся основная информация о компании:
- Сведения о статусе компании — действует, уже закрыта или находится на стадии реорганизации
- Основные сведения о юридическом лице: организационно-правовая форма, полное и сокращенное наименования, ИНН и КПП
- Адрес регистрации юридического лица
- Сведения об уставном капитале и его размере
- Сведения о регистрации или реорганизации компании
- Данные руководителя и учредителей компании, правопреемство, информация о доверенных лицах, сведения о долях в уставном капитале
- Коды деятельности по ОКВЭД
- Информация о лицензиях (если есть)
- Информация о регистрации в фондах (ФСС РФ и ФОМС)
- Информация о филиалах и представительствах (если есть)
- Если юридическое лицо ликвидировано или прекратило свою деятельность — информация о ликвидации или прекращении деятельности
- Информация о внесении изменений в запись о юридическом лице, в том числе об исправлении ошибок (если есть)
Существует несколько категорий выписок. Стандартная выдается в отделении налоговой инспекции в бумажном виде и с синей печатью. Электронная оформляется онлайн и заверяется цифровой подписью.
Расширенные выписки выдаются только на свое юридическое лицо. Кроме информации из стандартной выписки, она имеет сведения о счетах юридического лица, паспортные и регистрационные данные руководителей, учредителей и совладельцев.
Как выглядит выписка (на примере компании Отличные наличные)
В выписке может отсутствовать информация об учредителях, директоре или корпоративных договорах компании. Эти сведения она может скрыть в следующих случаях:
- Выполнение оборонного заказа
- Ведение деятельности на территории Крыма
- Попадание под санкции
Выписка из ЕГРЮЛ формально актуальна всего один день, поскольку на следующий день в реестр могут быть внесены изменения. При этом срок ее действия напрямую зависит от организации, в которую она предоставляется:
- Для участия в госзакупках — не более 6 месяцев (подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
- Для обращения в арбитражный суд — не более 30 дней (подпункт 9 пункта 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ)
- Для отчуждения доли в уставном капитале компании — должна быть актуальна в день удостоверения сделки (пункт 13 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ)
В кредитных организациях принимают выписку, полученную не ранее чем за 10–30 дней до даты обращения.
Как получить выписку
Получить информацию из реестра можно тремя способами:
- В отделении налоговой инспекции. Здесь вам нужно будет подать заявление, оплатить госпошлину и дождаться изготовления документа. Вы получите бумажную версию с синей печатью — она имеет юридическую силу и ее примут в любых инстанциях
- Онлайн на сайте ФНС. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте и отправить запрос в налоговую службу. Госпошлину платить не нужно. Электронный документ заверяется цифровой подписью ФНС
- Через специализированную фирму или онлайн-сервис. Сотрудники компании сами сформируют запрос в налоговую службу и соберут информацию о юридическом лице. Такие сервисы часто предлагают услуги комплексной проверки по различным параметрам. Услуги подобных компаний платные, а выписки, которые вы получите, могут не иметь юридической силы
Портал Госуслуги выписку не предоставляет. Но с его помощью можно получить выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде на сайте ФНС. Для этого нужно авторизоваться на Госуслугах и войти в личный кабинет. Далее необходимо войти с главной страницы во все категории услуг и выбрать услугу «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ». После этого нужно перейти на сайт ФНС и направить соответствующий запрос.
Далее мы подробнее рассмотрим первые два способа.
Получение бумажной выписки
Оформить выписку из реестра юридических лиц на бумаге можно в любом отделении налоговой службы. Обращаться в то отделение, в котором вы зарегистрированы, необязательно. Также это можно сделать в МФЦ.
Оформить выписку можно лично, через своего представителя по доверенности или по почте. В запросе на получение данных нужно указать:
- Наименование отделения налоговой службы, в которой запрашивается выписка
- Сведения об организации, в отношении которой запрашивается выписка (наименование, ИНН, ОГРН)
- Данные о заявителе: наименование организации или ФИО гражданина, контактные данные (телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты)
- Способ получения ответа
- Тип выписки (обычная, срочная)
- Количество экземпляров