Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Навязывание банковских услуг: как этого избежать и что говорит закон

В интересах менеджера — навязать побольше продуктов, чтобы получить премию за хорошую работу. Как избежать подобной настойчивости и можно ли отменить действие ненужных услуг? Рассмотрим на примерах и расскажем, на чьей стороне закон.

Софья Игумнова
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Как банк навязывает услуги

Главный козырь сотрудников кредитной компании — финансовая неграмотность клиентов. На несведущего человека выливают огромное количество информации. Из потока речи сложно что-то уловить, слух цепляется лишь за знакомые слова: «выгода», «экономия», «гарантия». На это и расчет — создается иллюзию правильного выбора.

Пример

Житель Челябинска Геннадий Е. решил оформить автокредит на новый автомобиль Lada Vesta стоимостью 950 тыс. рублей. Срок займа — 3 года, ставка — 9,9%. Но по факту окончательную сумму в договоре прописали другую — 1 млн 25 тыс. рублей. Почему Геннадию пришлось переплатить 75 тыс. рублей? Оказалось: льготный процент действует лишь в том случае, когда клиент участвует в программе добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков. Услуга платная. Кроме того, Геннадию навязали кредитную карту, с которой якобы можно оплачивать ссуду без комиссии. Плюс она позволяет при необходимости обратиться к автоюристу. Покупатель решил: это актуально, так как не исключены ДТП. Геннадий подписал договор, но не обратил внимания на прикрепленный документ. Им оказался полис КАСКО. «Вишенкой на торте» стало платное SMS-информирование от банка стоимостью 300 рублей в месяц. Да, удобно, но не за такие деньги! В итоге сложилась большая сумма переплаты. Вместо выгоды мужчина получил дополнительные расходы.

Навязывание услуг: список сомнительных преимуществ

Какие виды сервиса менеджеры банков предлагают за отдельную плату:

  • Страхование жизни, здоровья, имущества
  • Кредитные карты с льготным периодом и привлекательной процентной ставкой
  • Платное информирование (SMS, мессенджеры, электронная почта)
  • Доступ к развлекательному контенту: фильмам, музыке, онлайн-играм
  • Юридические, медицинские и иные консультации
  • Персональное обслуживание в банке

Самая незащищенная категория населения — пожилые люди. Ввести их в заблуждение проще всего. Пенсионеры порой даже не подозревают: ежемесячно с их счета списывают деньги за сообщения или информационные рассылки.

Как отказаться от дополнительных услуг

Что говорит закон о навязывании услуг банком? Согласно пункту 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, запрещено требовать приобретения одних товаров или услуг при обращении за другими. Это касается в том числе и дополнительных сервисов при оформлении банковских продуктов.

При подаче онлайн-заявки на кредит обратите внимание на форму анкеты: в ней должны присутствовать сведения о дополнительных услугах и пункты о согласии или отказе от них. Внимательно изучайте договор и другие документы, которые вам предлагают подписать — на это у вас есть 5 рабочих дней. Менеджер не реагирует на отказ и продолжает монолог о выгоде и экономии? Подайте жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор, или выберите другую кредитную организацию.

Клиенты вправе отказаться от страховки и других дополнительных опций без каких-либо последствий для себя. Исключение — страхование залога при его наличии: оно обязательно по закону и оформляется независимо от требований банка. Вы обнаружили, что переплачиваете за ненужные вам функции? Направьте письменное обращение в банк и потребуйте отключения опции или прекращения оказания услуги.

От страховки можно отказаться в течение 14 дней после подписания договора. Для этого подайте заявление в страховую компанию, в которой оформлен полис. После отказа от страховки вам вернут стоимость полиса за вычетом дней, прошедших с его получения. Подали запрос позже? Его рассмотрят в индивидуальном порядке. При отрицательном решении вы вправе направить иск в суд.

У Центробанка есть список рекомендаций, направленных на защиту клиентов. Кредитные организации должны:

  • Контролировать, чтобы сотрудники общались с клиентами исключительно по сценарию — «скрипту». Самодеятельность недопустима
  • Записывать встречи с потребителями на видео
  • Фиксировать телефонные разговоры на аудионосители
  • Объяснять условия того или иного продукта просто и доступно
  • Не предлагать пенсионерам сложных финансовых продуктов

Когда будете писать заявление в банк об отказе от услуг, обязательно укажите причину: «навязанная страховка» или «навязанный кредит». Конечно, если вы уже воспользовались заемными деньгами с карты, придется их вернуть в полном объеме. Только после погашения долга вы вправе расторгнуть договор с финансовой компанией.