Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Мошенники представляются сотрудниками полиции по телефону - что делать и как отвечать

Согласно данным Банка России, в 2023 году телефонные мошенники похитили у банковских клиентов 15,8 миллиарда рублей. Это на 11,5% больше, чем в 2022 году. Способы обмана граждан постоянно совершенствуются. Последний тренд — представляться сотрудниками МВД или Центробанка. Сотрудник ВсеЗаймыОнлайн поговорил с мошенниками и выяснил, как преступники снимают деньги с банковской карты.

Лилия Карцева
разговорила мошенников и записала звонок

Когда сотрудник ВЗО ответил на звонок, он сразу услышал: «Вы подозреваетесь в преступлении по статье 159». В другом случае мошенники сообщили: «В материалах фигурирует доверенность от вашего имени на Иванова Ивана Ивановича, 1995 года рождения. Подскажите, вам он кем-либо приходится?».

Такие фразы способны сразу выбить из равновесия почти любого человека. Страх наказания или потери имущества действует безотказно. Жертва часто теряет контроль и начинает слушать злоумышленника. На это и рассчитывают похитители.

Как устроена схема

Разговор состоит из трех этапов:

Этап 1 — мошенник звонит и представляется полицейским

Главная задача — убедить, что некий гражданин пытался взять кредит на имя собеседника по генеральной доверенности. Мошенник говорит, что они оперативно обнаружили подделку доверенности и завели уголовное дело.

В процессе разговора полицейский якобы расследует преступление и спрашивает пострадавшего. Он интересуется, где ранее человек оставлял паспортные данные, как давно был у нотариуса и что там делал. Еще узнает, сталкивался ли человек ранее с мошенническими действиями, как давно посещал отделение банка и зачем, в каком именно подразделении был.

В ходе разговора ложный сотрудник полиции ненавязчиво выясняет, сколько денег у собеседника, где он их хранит, пользуется ли приложениями банков. Мошенник просит никому не рассказывать о разговоре, так как он носит следственный характер и влечет уголовную ответственность. После чего преступник соединяет собеседника с сотрудником Центрального банка для решения ситуации.

Этап 2 — мошенник представляется специалистом Центробанка

Главная задача — подготовить жертву к установке необходимого приложения, которое позволит управлять телефоном удаленно, заходить в банковские приложения и выполнять там операции.

Для этого лжеспециалист ЦБ как будто подключает собеседника к системе межведомственного взаимодействия — СМЭВ, чтобы юридический отдел банка смог отправить потерпевшему документы. Фактически мошенники просто отправляют через мессенджер два документа: финансовую претензию для Центробанка и удостоверение сотрудника банка.

В течение разговора специалист несколько раз напоминает, что делиться информацией об участии в расследовании нельзя, согласно статьям 310 и 183 УК РФ о неразглашении коммерческой банковской и налоговой тайны.

Этап 3 — установка приложения

Главная задача — помочь жертве скачать приложение для удаленного доступа к телефону. После прочтения жертвой документов приступают к установке приложения из Google Play. Официальный источник приложения также играет в пользу преступников.

Мошенник просит ввести поисковый запрос «цб рф аэрдроид каст». При таком поиске в Google Play высвечивается приложение «аэрдроид скрин каст мирроуин», которая похожа на TeamViewer — программу для удаленного доступа к устройству. С помощью этого приложения мошенники дистанционно заходят в приложение банка на смартфоне жертвы и снимают деньги с карты, переводя их на свой счет.

Как отличить мошенника

Как узнать, что вы разговариваете с мошенниками? Следует вспомнить о правилах работы настоящих сотрудников полиции и Центробанка, а также обратить внимание на качество связи и речь собеседника. Часто связь бывает с прерываниями и плохой слышимостью, а речь неграмотная, хотя и нагружена техническими терминами. Кроме того, вы можете обнаружить психологические уловки, которые используют злоумышленники, чтобы запугать и запутать жертву.

Как работают настоящие специалисты

Разоблачить мошенников легко, если вы знаете, как на самом деле работают следователи полиции и сотрудники Центрального банка.

Три вещи, которые полицейские не делают никогда:

  • Оперативно-следственные мероприятия с гражданами по телефону не проводятся. Допрос проходит только в участке, куда вы приходите в назначенное в повестке время
  • Полицейские не могут сообщать гражданам информацию, составляющую служебную тайну или тайну следствия. А чтобы закон о неразглашении следственной информации работал, с вас должны взять расписку, а не просто запретить рассказывать о звонке
  • Сотрудники полиции никогда не станут выяснять личную финансовую информацию — банковские реквизиты, номера карт, ПИН и CVV-коды

Если вам звонят из полиции, уже стоит насторожиться — сотрудники органов внутренних дел (ОВД) редко звонят гражданам. Если нужно пригласить человека в полицию для беседы, ему отправляют письменное уведомление по адресу регистрации.

Банк России следит за тем, чтобы юридические и физические лица получали качественные финансовые услуги. Но гражданам специалисты ЦБ не звонят и уж тем более не спрашивают, услугами какого банка вы пользуетесь, на какую карту получаете зарплату, сколько на ней сейчас денег, и когда вы последний раз выводили средства или вносили деньги на депозит.

Клиент может самостоятельно обратиться в интернет-приемную Банка России, если коммерческий банк навязывает ненужные услуги, отказывает в обслуживании или не сообщает необходимую информацию.

Психологические техники 

Мошенники воздействуют на психику человека. В разговоре с сотрудником ВЗО давили на страх потери финансовых накоплений и страх стать должником по кредиту, которого он не брал. ВЗО выявил несколько психологических техник, которые используют мошенники в разговоре. Эти приемы запугивают человека, усыпляют его бдительность, помогают злоумышленникам войти в доверие к жертве.

Техника «трех да»

Мошенник подряд задает вопросы, на которые жертва отвечает утвердительно. Это повышает шансы, что собеседник будет и дальше соглашаться в ответ

Повтор услышанного

Это «активное слушание», когда собеседник повторяет последние сказанные вами фразы

Частое использование фразы «Я вас услышал»

Прием также позволяет настроиться на одну волну с собеседником. Для каждого важно, чтобы его слышали и понимали

Социальное доказательство

Метод используют для запугивания: «Много людей уже пострадало». Ум человека достраивает дальше: «Значит, и я могу пострадать. Мне страшно»

Разъяснения об устройстве банковской системы

Это вызывает доверие и тоже заставляет думать, что звонит сотрудник банка

Запугивание

Многократное напоминание закона о неразглашении следственной информации, чтобы жертва не могла никому рассказать о том, что происходит

Перегруженный терминами и длинными предложениями бюрократический язык

Понять суть в таком рассказе очень трудно. Зато за счет обилия терминов и разъяснения о работе Центробанка злоумышленники производят впечатление «умных и образованных сотрудников». Жертва ничего не понимает, но слышит много непонятных слов, от чего может испугаться еще больше и согласиться на помощь мошенников

Если вы обнаружили хотя бы один из приемов в разговоре с сотрудником полиции или банка, срочно кладите трубку — это мошенники.

Противодействие мошенникам

Как разговаривать с мошенниками и нужно ли отвечать на такие звонки? Как определить по номеру телефона, что звонят злоумышленники? Многие банки рассказывают о способах телефонного мошенничества в приложениях. Следите за рубрикой и будьте в курсе новых схем.

Защиту от мошенников можно подключить через банки или оператора сотовой связи. Тогда при звонках с опасных номеров на экране смартфона высветится «Звонят мошенники». Например, такая услуга есть в приложении Сбербанка в разделе «Безопасность». Вычислить мошенников можно с помощью специальных приложений, например, Truecaller, Kaspersky Who Calls или «Не бери трубку».

Злоумышленники придумывают новые способы обмана, а банки — пути сбережения накоплений. Так, в онлайн-банке Сбербанка можно сделать вклад невидимым. Даже если преступники удаленно зайдут в приложение банка, они не увидят депозит, а значит, не смогут списать с него деньги.

Телефонные аферисты используют технологии подмены номера входящего звонка. Это значит, что мошенники звонят с одного номера, а на экране смартфона отображается знакомый номер банка или полицейского участка.

В 2022 году подразделение Роскомнадзора — Главный радиочастотный центр — запустило единую платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод». Все операторы России должны присоединиться к этому сервису. Пока это сделали только МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. Чем больше операторов подключено к такой системе, тем быстрее и точнее происходит верификация телефонных номеров. После этого звонок с подменного номера не проходит.

Экспертное мнение
Евгений Атаманчук
ООО «ДОБРО»

Первым и наиболее важным шагом для защиты пожилых людей от мошенников является образование. Пожилые люди должны знать о различных способах мошенничества и о том, какие действия им следует предпринимать, если они столкнулись с подозрительными ситуациями. Например, если им звонят и запрашивают личные данные, они должны знать, что никогда не следует сообщать такую информацию по телефону или через Интернет.

Второй важный шаг - это использование различных средств защиты. Например, пожилые люди могут использовать средства защиты, такие как замки на дверях и окнах, сигнализации, видеонаблюдение и т.д. Эти средства защиты помогут им убедиться в том, что их дом безопасен и защищен от воров и мошенников.

Третий шаг - это использование банковских услуг, которые предоставляют дополнительную защиту от мошенничества. Например, многие банки предоставляют услуги SMS-уведомлений о транзакциях, которые позволяют быстро узнать о подозрительных операциях на своем счете.

Кроме того, эффективная борьба с мошенничеством возможна только при помощи совместных усилий государства, бизнеса и общества. Законодательство в сфере борьбы с мошенничеством должно пресекать использование новых технологий мошенниками и обеспечивать максимально возможную защиту прав граждан. В настоящее время в России существует ряд законов, которые направлены на борьбу с мошенничеством, в том числе и в сфере финансовых услуг. Однако, как и в любой области, важно постоянно улучшать законодательство, чтобы оно соответствовало современным вызовам и новым видам мошенничества.

В последнее время в России были приняты изменения в законодательстве, направленные на борьбу с мошенничеством. Например, в 2020 году были внесены изменения в КоАП, которые предусматривают наказание для граждан, совершивших мошенничество в сфере банковских услуг. Также был принят новый закон, ужесточающий ответственность за мошенничество при проведении электронных платежей.

Однако, несмотря на все усилия, борьба с мошенничеством остается актуальной проблемой. Мошенники все время придумывают новые способы обмана, поэтому необходимо постоянно совершенствовать механизмы борьбы с мошенничеством. Важно, чтобы все стороны - государство, бизнес и общество - работали вместе, чтобы создать надежную систему защиты от мошенничества.

Экспертное мнение
Константин Бахтин
Юрист, исполнительный директор

Основной способ борьбы с мошенниками, предлагаемый законодателем, сводится к ужесточению ответственности. Например, в 2022 году была инициатива по введению в УК РФ отягчающего обстоятельства — совершение преступления против людей старшего возраста. Пока эта идея, как и многие другие, не реализована, и говорить о каких-либо сроках невозможно.

Нужно понимать, что одно только ужесточение ответственности не защитит пенсионеров от мошенников. Действующее законодательство позволяет привлекать злоумышленников к ответственности и назначать наказание в виде реального лишения свободы, но это мало кого останавливает.

На практике расследовать такие преступления сложно, зачастую мошенники находятся за пределами РФ, и нередко все ограничивается одним только возбуждением уголовного дела. В таком случае, какой бы срок ни был предусмотрен, защитить пожилых людей не получится.

Для эффективной борьбы с мошенниками работать нужно не только с законодательством, но и с гражданами. Основные схемы обмана уже давно известны, но они все еще распространены. Необходимо повышать ориентированность и грамотность пенсионеров по тем продуктам и правилам обслуживания, которыми они пользуются. Деятельность по борьбе с мошенниками должна сводиться к повышению уровня защищенности имущества от доступа к нему третьих лиц.

Что делать во время звонка

Лучшая стратегия — вовсе не отвечать на незнакомые номера. Но если уже подняли трубку, придерживайтесь двух главных правил в разговоре с мошенниками:

  • Не паникуйте. Спокойно реагируйте на услышанное. Мошенники рассчитывают застать жертву врасплох и выбить из эмоционального равновесия. Именно в таком состоянии человеком легко управлять
  • Не торопитесь. Возьмите паузу, чтобы подумать. Уточните должность, звание, рабочий телефон, название подразделения, в котором служит связавшийся с вами сотрудник полиции или банка. Скажите, что перезвоните и положите трубку

Запомните, даже если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете подтвердить или отменить эту операцию. По прошествии 48 часов, если вы не предприняли никаких действий, блокировка закончится и операция завершится.

Что делать после звонка

Даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не перезванивайте по нему. Нужно наберать номер горячей линии банка вручную. Он указан на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка.

Информацию о звонившем сотруднике полиции проверьте через официальные источники — по телефонам 02, 102 или 112, или по телефону названного подразделения. Сообщить о телефонном мошенничестве можно в ОВД по месту жительства или через приложение Сбербанка.