Куда можно пожаловаться на микрофинансовую организацию?

Пожаловаться на МФК или МКК, в которой вы столкнулись с проблемами или нарушениями, можно в несколько разных инстанций. Жалобы на них принимают Центробанк, СРО, служба финансового омбудсмена, ФССП и другие организации. Выбор инстанции зависит от проблемы, с которой вы столкнулись. Например, о нарушениях законов о микрофинансовой деятельности лучше сообщать в ЦБ, а о незаконных методах взыскания — в полицию, прокуратуру и ФССП.

В зависимости от проблемы, с которой вы столкнулись, вы можете обратиться с жалобой на МФО в следующие инстанции:

  • В Центробанк. Регулятор принимает жалобы на большинство проблем, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций. Сюда вы можете обратиться, если компания нарушает нормативы деятельности — например, начисляет проценты по ставке выше 1% в день, взимает скрытые платежи, с ошибками передает данные в БКИ или изменяет условия в одностороннем порядке. Также вы можете сообщить в ЦБ о компании, выдающей займы нелегально — без записи в государственном реестре или будучи исключенной из него
  • В СРО. Как и ЦБ, саморегулируемые организации рассматривают жалобы, связанные с нарушением нормативов деятельности микрофинансовых компаний. Вы можете обратиться в них, например, если компания завышает проценты, меняет договор в одностороннем порядке или передает персональные данные третьим лицам. При возникновении подобных проблем старайтесь сначала обращаться в СРО. Часто решить их можно уже на этом уровне. Если вопрос лежит вне компетенции, то специалисты СРО подскажут, куда с ним лучше обратиться и помогут передать сообщение в нужную инстанцию
Чтобы узнать, в какой СРО состоит организация, на которую вы хотите пожаловаться, найдите на ее сайте или запросите в офисе свидетельство о членстве. Большая часть представленных на нашем сайте МФК и МКК состоит в трех организациях — МиРЕдинстве и Микрофинансовом Альянсе.
  • В службу финансового омбудсмена. С 1 января 2020 года финуправляющий рассматривает жалобы на МФО. При этом обращения должны касаться только требований имущественного характера — например, неправильно рассчитанной переплаты или неучтенных платежей. Мошеннические действия займодавца, жесткие методы взыскания, нарушения конфиденциальности и подобные проблемы лежат вне компетенций управляющего. Учтите, что омбудсмен рассматривает спорные ситуации бесплатно, если размер требования не превышает 500 000 рублей
  • В Роспотребнадзор. Сюда вы можете обратиться, если компания нарушила закон «О защите прав потребителей» - например, навязывает дополнительные услуги и комиссии, взимает не предусмотренные условиями штрафы или предоставляет неполную информацию о займах. Также вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, если договор не предусматривает условия о запрете уступки прав или не позволяет проводить судебные разбирательства по месту жительства заемщика
  • В ФАС. Здесь вы можете пожаловаться на организацию, которая нарушает законы о рекламе и конкуренции. Например, на МФК, которая в своей рекламе не раскрывает полную стоимость кредита или указывает отличающиеся от реальных условия. Также вы можете сообщить в эту инстанцию о нелегально работающей МФО, но подобные жалобы желательно также направлять и в Центробанк
  • В ФССП. Служба судебных приставов разбирает жалобы на действия служб взыскания просроченной задолженности. Вы можете обратиться сюда, если коллекторы нарушают ограничения на количество и время звонков, звонят родственникам и друзьям, несмотря на отказ от взаимодействия, оказывают психологическое давление. Также здесь вы можете обжаловать неправомерные действия самих приставов
  • В полицию и прокуратуру. Сюда вы можете обратиться, если вы столкнулись с угрозами и вымогательством со стороны коллекторов. Перед этим желательно выяснить имена и должности тех, от кого вам поступают подобные сообщения. Обратиться можно в одну из инстанций или в обе сразу, но прокуратура работает с подобными жалобами несколько эффективнее

Обратиться в любую из инстанций можно лично в одном из отделений или представительств по месту жительства, по почте или через интернет-приемную на официальном сайте. Заранее уточните форму обращения и порядок их рассмотрения. Подготовьте доказательства, которые подтвердят наличие и серьезность проблемы — копии договоров, записи и детализации звонков, ответы микрофинансовой организации и другие. Чем больше информации вы предоставите о произошедшем, тем выше будут шансы на положительный исход.

При возникновении нарушений, особенно незначительных, старайтесь вначале направить претензию в саму микрофинансовую организацию. Возможно, они были связаны с внутренними проблемами компании — например, техническими ошибками. Если решить вопрос с самой МФК или МКК не удалось или вы не получили ответа на ваш запрос — можно обратиться в вышестоящие инстанции.