Куда можно пожаловаться на микрофинансовую организацию?

Информация обновлена: 25.02.2021

Пожаловаться на МФК или МКК, в которой вы столкнулись с проблемами или нарушениями, можно в несколько разных инстанций. Жалобы на них принимают Центробанк, СРО, служба финансового омбудсмена, ФССП и другие организации. Выбор инстанции зависит от проблемы, с которой вы столкнулись. Например, о нарушениях законов о микрофинансовой деятельности лучше сообщать в ЦБ, а о незаконных методах взыскания — в полицию, прокуратуру и ФССП.

В зависимости от проблемы, с которой вы столкнулись, вы можете обратиться с жалобой на МФО в следующие инстанции:

  • В Центробанк. Регулятор принимает жалобы на большинство проблем, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций. Сюда вы можете обратиться, если компания нарушает нормативы деятельности — например, начисляет проценты по ставке выше 1% в день, взимает скрытые платежи, с ошибками передает данные в БКИ или изменяет условия в одностороннем порядке. Также вы можете сообщить в ЦБ о компании, выдающей займы нелегально — без записи в государственном реестре или будучи исключенной из него
  • В СРО. Как и ЦБ, саморегулируемые организации рассматривают жалобы, связанные с нарушением нормативов деятельности микрофинансовых компаний. Вы можете обратиться в них, например, если компания завышает проценты, меняет договор в одностороннем порядке или передает персональные данные третьим лицам. При возникновении подобных проблем старайтесь сначала обращаться в СРО. Часто решить их можно уже на этом уровне. Если вопрос лежит вне компетенции, то специалисты СРО подскажут, куда с ним лучше обратиться, и помогут передать сообщение в нужную инстанцию

Чтобы узнать, в какой СРО состоит организация, на которую вы хотите пожаловаться, найдите на ее сайте или запросите в офисе свидетельство о членстве. Большая часть представленных на нашем сайте МФК и МКК состоит в трех организациях — МиРЕдинстве и Микрофинансовом Альянсе.

  • В службу финансового омбудсмена. С 1 января 2020 года финуправляющий рассматривает жалобы на МФО. При этом обращения должны касаться только требований имущественного характера — например, неправильно рассчитанной переплаты или неучтенных платежей. Мошеннические действия займодавца, жесткие методы взыскания, нарушения конфиденциальности и подобные проблемы лежат вне компетенций управляющего. Учтите, что омбудсмен рассматривает спорные ситуации бесплатно, если размер требования не превышает 500 000 рублей
  • В Роспотребнадзор. Сюда вы можете обратиться, если компания нарушила закон «О защите прав потребителей» - например, навязывает дополнительные услуги и комиссии, взимает не предусмотренные условиями штрафы или предоставляет неполную информацию о займах. Также вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, если договор не предусматривает условия о запрете уступки прав или не позволяет проводить судебные разбирательства по месту жительства заемщика
  • В ФАС. Здесь вы можете пожаловаться на организацию, которая нарушает законы о рекламе и конкуренции. Например, на МФК, которая в своей рекламе не раскрывает полную стоимость кредита или указывает отличающиеся от реальных условия. Также вы можете сообщить в эту инстанцию о нелегально работающей МФО, но подобные жалобы желательно параллельно направлять и в Центробанк
  • В ФССП. Служба судебных приставов разбирает жалобы на действия служб взыскания просроченной задолженности. Вы можете обратиться сюда, если коллекторы нарушают ограничения на количество и время звонков, звонят родственникам и друзьям, несмотря на отказ от взаимодействия, оказывают психологическое давление. Также здесь вы можете обжаловать неправомерные действия самих приставов
  • В полицию и прокуратуру. Сюда вы можете обратиться, если вы столкнулись с угрозами и вымогательством со стороны коллекторов. Перед этим желательно выяснить имена и должности тех, от кого вам поступают подобные сообщения. Обратиться можно в одну из инстанций или в обе сразу, но прокуратура работает с подобными жалобами несколько эффективнее

Обратиться в любую из инстанций можно лично в одном из отделений или представительств по месту жительства, по почте или через интернет-приемную на официальном сайте. Заранее уточните форму обращения и порядок их рассмотрения. Подготовьте доказательства, которые подтвердят наличие и серьезность проблемы — копии договоров, записи и детализации звонков, ответы микрофинансовой организации и другие. Чем больше информации вы предоставите о произошедшем, тем выше будут шансы на положительный исход.

При возникновении нарушений, особенно незначительных, старайтесь вначале направить претензию в саму микрофинансовую организацию. Возможно, они были связаны с внутренними проблемами компании — например, техническими ошибками. Если решить вопрос с самой МФК или МКК не удалось или вы не получили ответа на ваш запрос — можно обратиться в вышестоящие инстанции.

Юрий Муранов
Юрий Муранов

Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.

(15 оценок, среднее: 4.8 из 5)
Оставить комментарий
Надежда

Я,Никитина Надежда Николаевна,в марте м-це 2021года обратилась в МФК «Отличные наличные",которая находится по адресу:Республика Коми,г.Сыктывкар,ул.Мира,27/11 получила займ 19 тысяч рублей,но через три дня я вернула обратно 12000тысяч,так как они мне не понадобились.Получается я взяла только от них 7 семь тысяч и пошло поехало...платила ежемесячно по 4500руб.ежемесячно,а оказывается они мне накручивают до сих пор с 19000 рублей,с полной суммы,об этом мне не известили.Затем я заболела,с 10.06.до 23.062021 года находилась на стационарном лечении и пропустила платеж,при выписке обратилась в офис заявлением приостановить начисления процентов по Договору и пролонгировать срок действия договора на 3 месяца в связи с болезнью и с тяжелой финансовой ситуацией,но мои заявления не удовлетворены,пришел отказ.В настоящее время я продолжаю лечиться и не в состоянии выплатить полную сумму платежа.Прошу Вашего вмешательства в моей ситуации и приостановить накручивания процентов.Все чеки платежа,копии заявлений и выписка с больницы имеются.Мой телефон 89809874249 Емайл NadikNikita@gmail.com. Адрес МК компании ООО "Агора» 630112 г.Новосибирск,Гоголя44,эт.18,оф.5.Прошу дать ответ.С уважением Надежда Никитина 167021 г.Сыктывкар,пр.Бумажников,42 кв.246

Вверх
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.