Итоги круглого стола в рамках подготовки Шестой конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности
22 марта 2022 года прошел круглый стол в рамках подготовки Шестой конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности – ФИНФИН 2022 «Новая реальность: вызовы и возможности для российских розничных инвесторов». Мероприятие было организовано Ассоциацией НАУМИР при поддержке АРФГ.
Участники круглого стола обсуждали самые важные вопросы, касающиеся сегодняшних российских частных инвесторов.
Список тем
- Каковы сейчас ключевые факторы выживания на фондовом рынке
- Достаточно ли будет предпринятых регулятором антикризисных мер, чтобы обеспечить стабильность фондового рынка
- Как будет развиваться внутренний фондовый рынок при отсутствии доступа к зарубежным биржам
- В какие инструменты сейчас лучше вложиться и кому можно доверить управление активами
- Есть ли какие-то надежные каналы информирования розничных инвесторов
- Стоит ли сейчас входить на фондовый рынок, если не сделали этого ранее
В некоторых вопросах эксперты высказались единогласно, а по некоторым мнения разошлись.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК ФИНАМ
По мнению эксперта, последние несколько лет российский фондовый рынок активно развивался. Много сил и средств было вложено в то, чтобы частные инвесторы доверились этому инструменту. Сейчас же произошло перестроение, биржи приостановили работу, в целом наблюдается нестабильность и неуверенность в завтрашних позициях.
Однако, по словам Ярослава Кабакова, вчера был запущен рынок ОФЗ. А благодаря повышению ключевой ставки торговля облигациями прошла успешно. Поэтому есть надежды на лучшее, но спешить тоже не стоит. Кроме того, эксперт считает, что в ближайшее время стоит ждать перезапуска рынка еврооблигаций. Он также отметил, что сейчас наибольший интерес участников фондового рынка представляет покупка юаней. Ярослав Кабаков отметил, что в этой связи должны быть максимальная поддержка и развитие, а комиссию по валютным операциям нужно отменить.
Эксперт попытался сделать прогноз, предполагая, что ситуация в России будет похожа на китайскую и иранскую модели. По его словам, для развития российского рынка необходимы увеличение объемов, стабильность, гарантии, достаточная конкуренция, прозрачность процессов и поддержка государства. Кроме того, Кабаков отметил, что уже есть инициативы по субсидированию ставок.
Василий Солодков, директор Банковского института НИУ «Высшая школа экономики»
По словам этого спикера нынешний кризис отличается от предыдущих. В первую очередь — тем, что государство перекрыло валютный рынок. Василий Солодков считает, что в нынешней ситуации населению будет не до инвестирования, так как его реальные доходы сократятся. А проблема инвестирования останется только у тех, кто сможет пережить кризис и сохранить свои деньги. Те, кто имеет валютные сбережения, по словам спикера, однозначно потеряют их часть. Дело в том, что в США сейчас высокая инфляция — 9%. Наличную валюту невозможно использовать или положить на счет. А конвертация в рубль сейчас ведет к большим потерям.
При этом эксперт напомнил, что государство отменило запрет на покупку физического золота. Однако нельзя рассматривать его как привлекательный инвестиционный инструмент, так как у него низкая ликвидность по сравнению с любой другой валютой.
Также по словам эксперта, мы сейчас отходим от рыночной экономики, происходит национализация областей. Василий Солодков считает, что в ближайшее время ВВП расти не будет, скорее нужно ожидать его сокращения. При этом остановки фондового рынка не предвидится.
Ростислав Кокорев, заведующий Лабораторией финансовой грамотности экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Эксперт начал свое выступление с того, что напомнил всем, что похожий сценарий уже наблюдался в нашей стране в 1991 году, когда часть денег вкладчиков была заморожена. Часть вины государства была и при кризисе 1998 года. Эксперт рассказал, что сейчас фондовые рынки упали, и это не только паника инвесторов, но и неизбежная переоценка отечественных компаний по справедливости.
По словам Ростислава Кокорева, многие из них смогут пережить эти времена и восстановиться, но когда это произойдет — неизвестно. Сейчас никто не может сказать, дошли ли мы до самой низшей точки, или в дальнейшем акции будут расти. Кроме того, не понятно, как разделится фондовый рынок. Будут ли в нем участвовать иностранные инвесторы дружественных стран или ограничения коснутся всех зарубежных инвесторов.
Кроме того, эксперт считает важным найти ответы на вопросы — как государство будет поддерживать участников фондового рынка, его инфраструктуру, как будет привлекать иностранных инвесторов. Кроме того, Кокорев считает, что для принятия и работы любых мер нужны финансы, объемы которых можно увеличить только за счет населения в виде повышения налогов, частичного или полного изъятия вкладов. Также, по его словам, возможен более мягкий вариант — постепенное повышение инфляции.
Владимир Гамза, председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике
Владимир тоже начал свое выступление с воспоминаний о ситуации, которая происходила в 1991-1992 годах в России, когда государство заморозило все виды вкладов населения. Эксперт назвал ее болезненной и рассказал, что в 1995 году государство осознало, что это недопустимо и приняло соответствующий закон о компенсации потерь. Но проработав несколько лет, закон приостановился. Дело в том, что по этим вкладам долг государства уже превысил 500 млрд американских долларов, поэтому оно просто не способно покрыть эти убытки.
И по аналогии с прошлыми событиями, несколько лет назад люди услышали новый призыв государства — участвовать в фондовом рынке. По мнению спикера, скорее всего все повторится. Розничные вклады не будут заморожены, но превратятся в низколиквидные инструменты. Владимир Гамза считает, что государство не проявляет реальной активности. По его мнению, если ситуация останется на том же месте, мы никогда не сможем создать серьезную систему розничных инвесторов на фондовом рынке.
Спикер также отметил, что его волнует подход государства — создать инструмент, а потом его забыть. Например, создали инвестиционные платформы, а ничего не сделали, чтобы они стали нормально работать. То же самое и с ИИС. Владимир Гамза считает, что можно было принять упреждающие меры, сохраняющие интересы розничных инвесторов. При этом эксперт склоняется к мнению, что еще не все потеряно, и государство срочно должно озаботиться этой проблемой и принять решения. Оно должно сохранить платежеспособность средств, вложенных в финансовые активы. Вины населения нет в том, что их сбережения и финансовые активы рухнули. Эксперт уточняет, что это должны быть серьезные меры от государства.
Также Владимир Гамза отметил, что если ЦБ не воспользуется политикой количественного денежного смягчения, будет сложно найти выход из создавшихся проблем. Практически все сектора экономики требуют такого подхода. Весь мир успешно использует этот инструмент. Причем это просто эмиссия, речи о вскрытии кубышки нет, отметил спикер. ЦБ должно поддержать ликвидность частных предприятий путем временно выкупа их активов. Если они не смогут в дальнейшем выкупить их назад, тогда ЦБ продаст эти активы на рынке.
Александра Вальд, заместитель председателя Экспертного совета при Банке России по защите прав розничных инвесторов, финансист, автор проекта Life And Invest
В начале выступления Александра обозначила самые актуальные сейчас проблемы. В первую очередь это небольшие валютные сбережения населения, которые невозможно вывести. Процесс сопровождается несколькими конвертациями, которые повышают стоимость доллара, и его цена становится в итоге больше, чем цена евро.
Также спикер обозначила, что специалисты повышали доверие к фондовому рынку много лет. А сейчас, когда биржа закрыта больше трех недель, нет никакого доверия к инвестированию. Нельзя даже посмотреть текущую цену своих акций и узнать, сколько в общей сложности денег в активе. Кроме того, ни брокеры ни биржа не отвечает, что будет, когда рынок откроется. Нет разъяснений по многим вопросам.
Также Александра Вальд упомянула ПИФы и ETF — лучшее, что было создано для розничных инвесторов. Маркетмейкеры не смогли обеспечить ликвидность этих инструментов. Без маркетмейкера эти инструменты нормально не могут функционировать. Также эксперт рассказала, что ETF зарегистрировано в Ирландии, которая сейчас не дружественна к России. Много людей инвестировали в этот инструмент и теперь не знают, что делать.
Александра также беспокоится о том, что при продаже акций недружественных стран потери будут в том числе на валютной разнице. Она акцентировала, что правительство и регулятор выпускают акты, но не разъясняют, как понимать те или иные положения, не отвечают на вопросы. Она считает, что должен быть специальный сайт, где будет вся финансовая информация. Александра подчеркнула, что недостаток информации способствует образованию черных валютных рынков
Андрей Новиков, управляющий партнер «Поларктик Капитал»
Эксперт высказался более позитивно, чем предыдущие спикеры. По его мнению фондовый рынок в России перспективен, просто сейчас нужно пережить кризис и приобрести стабильность.
Александр Пашков, член Совета директоров АО «АЛМАР - Алмазы Арктики»
Спикер рассказал, что у компании обширный опыт работы с розничными инвесторами. Александр Пашков считает, что сегодня облигации – серьезный недооцененный инструмент. Эти ценные бумаги позволяют получать доход без вхождения в состав компании. При этом он отметил, что не стоит сейчас смотреть на западную ликвидность, у нас много компаний, которые ждут своих инвесторов.
В мероприятии приняли участие и другие эксперты финансового рынка, которые считают, что фондовый рынок РФ не утерян безвозвратно и нужно просто ждать лучших времен. При этом сейчас не стоит спешить и продавать или наоборот, покупать акции. Нужно дождаться минимальной стабилизации, а потом действовать по ситуации.
Эксперт рассказал, что сегодня образовалось 3 типа брокеров. Первые — те, кто попал под санкции. Для них это большая проблема, что будет в дальнейшем – пока не ясно. Некоторые из них ищут выход из ситуации путем соглашения с другими брокерами. При этом клиент может настоять на том, что он перейдет туда, куда сам считает нужным.
Второй тип брокеров — те, кто не попал под санкции, но работать они могут только с Санкт-Петербургской биржей. Они ждут, когда откроется секция акций. Это будет зависеть от развития финансовой ситуации. Государство не будет открывать ее ради инвесторов, оно будет открывать только тогда, когда будет уверено в том, что контролирует ситуацию.
Третий тип брокеров — те, кто работает не только с Московской и Санкт-петербургской биржами, но и напрямую с иностранными биржами. Они сейчас работают в обычном режиме.