Микрофинансирование выходит на рынок продаж товаров в рассрочку
На рынок BNPL выходит микрокредитная компания «Арифметика» с продуктом рассрочки «дели на части». СберБанк также планирует предоставлять рассрочку на покупку товаров.
В 2021 году на рынке России появились новые сервисы оплаты покупок, которые позволяют это делать постепенно, но без оформления кредита. Речь идет о BNPL-сервисах (англ. «Buy now pay later» переводится как «Покупай сейчас, а плати потом»).
Такие сервисы создали Тинькофф и Яндекс. Тинькофф запустил сервис «Долями». Благодаря ему оплата товара разделяется на четыре части по 25%. Первая часть списывается сразу, а остальные с определенным интервалом. Число партнеров данного сервиса постоянно увеличивается. Сервис «Сплит» от Яндекса доступен для покупок у тех компаний, которые пользуются службой доставки «Яндекс.Маркета». Метод оплаты аналогичен методу «Долями».
Сервисы «Долями» и «Сплит» не являются кредитными продуктами. Они позволяют магазинам увеличить средний чек продаж, а банкам и компаниям наращивать свою клиентскую базу. Для покупателей сервис упрощает процесс покупки в рассрочку. В результате каждый получает свою выгоду.
В конце 2021 года о намерении войти в BNPL-сегмент завил СберБанк. Однако пока в этот сектор заходит микрокредитная компания «Арифметика», являющаяся первым участником от микрофинансового сектора. Компания входит в OR Group. Она планирует не только зайти на рынок BNPL с продуктом «дели на части», но и войти в топ-5. Компания будет предлагать целевые займы на покупку товаров. Благодаря этому клиенты смогут оплачивать покупки частями за несколько месяцев.
В ноябре прошлого года ЦБ РФ издал информационное письмо-предупреждение для участников рынка финансов. Регулятор информировал о недопустимости принимать участие финансовых организаций в таких сервисах рассрочки, поскольку в них отсутствует оформление кредитного договора. Также заемщики не информируются о полной стоимости кредита, ставке и возможности передачи долга коллекторским организациям. Компания «Арифметика» будет выполнять требование регулятора о необходимости оформлять рассрочку в форме кредита и займа.
В число партнеров микрокредитной компании пока входят розничные сети, интернет-магазины, которые являются партнерами OR Group. В «Арифметике» ожидают, что доля BNPL-бизнеса составит 35-40% в портфеле.
Компания Mastercard планирует в первом квартале 2022 года выйти на рынок BNPL, предложив программу Mastercard Installments в Великобритании, США и Австралии.
Эксперты отмечают, что в дальнейшем BNPL-сервисы будут привлекать больше покупателей и могут вытеснить на рынке рассрочки обычные POS-займы. По оценке McKinsey & Company, на мировом рынке потребительского кредитования на BNPL приходится пока 2%. По мнению компании Grand View Research, в период с 2021 по 2028 годы объем мирового рынка BNPL-сервисов будет увеличиваться каждый год на 22,4%.