Клиенты банков смогут оспаривать оплату товаров по СБП
Покупатели смогут инициировать споры по транзакциям, совершенным через Систему быстрых платежей (СБП). Услуга будет доступна пользователям с 30 июня 2023 года. Банки будут обязаны принимать претензии от пользователей, а магазины и продавцы — рассматривать их.
Участники банковского сектора опасаются, что клиенты будут перекладывать ответственность за возврат денежных средств с продавцов на банки.
С чем связано нововведение
В первом квартале 2023 года клиенты перевели через СБП сумму 5,38 трлн рублей. 400 млрд рублей были направлены на оплату товаров и услуг, на 20% больше, чем в октябре — декабре 2022 года. С увеличением операций по СБП растет и количество претензий со стороны покупателей.
Механизм оспаривания операций в СБП введен еще в 2021 году, но банки могли его игнорировать. Поэтому в НСПК разработали регламент урегулирования споров. В системе «Диспут+» — здесь можно подать претензию по переводам с карт МИР — с конца июня 2023 года будет доступно обсуждение возвратов по СБП.
Какие операции можно будет оспорить
Механизм коснется в первую очередь платежных операций. В частности, запросить возврат денег, переведенных по СБП, можно будет, если:
- Клиент не получит оплаченный заказ
- Продукция окажет ненадлежащего качества
- Продавец или покупатель отменит предоплаченный заказ
На подачу претензии у покупателей будет полгода. Претензии будут рассматриваться в течение 30 суток, как и по картам МИР.
Алгоритм оспаривания
Процедура оспаривания оплаты по СБП такая же, как и по картам МИР:
Если по оспариваемой операции примут положительное решение, операционный и клиринговый центр СБП (ОПКЦ) вернет средства покупателю.
Что говорят в банках
Представители Русского стандарта считают, что сервис диспутов сделает платежные операции по СБП удобнее для клиентов. Некоторые банкиры предупреждают о ряде проблем, которые могут возникнуть при оспаривании платежных операций по СБП.
Собеседник издания «Коммерсантъ» сообщил, что сегодня в таких спорах банки выступают посредниками, а претензии клиенты адресуют напрямую магазинам. После введения нового механизма оспаривания «отдуваться» за продавцов придется банкам. Без подачи искового заявления в суд банки не смогут получить возврат денег от магазина.
Представители банковского сектора уже предложили увеличить тарифы по СБП, чтобы компенсировать потенциальные риски. Но в НСПК с этим не согласны.
Эксперт по платежным картам Дмитрий Вишняков отметил, что оператор НСПК является арбитром по спорам и гарантирует возвращение денег потерпевшей стороне. Но за счет проверок процедура возврата всегда длительная. Поэтому такой механизм будет удобен банкам для решения споров на крупные суммы.
Источник: Коммерсантъ