Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

В первом квартале 2023 года в России вырос индекс покупательского оптимизма

В первом квартале 2023 года индекс потребительского оптимизма в РФ составил 104 пункта — на 4 п.п. больше, чем в предыдущем квартале. Данные получены компанией NielsenIQ в результате опроса 1 000 человек из городов-миллионников.

Софья Игумнова
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Максимальный показатель индекса — 200 пунктов. Уровень 104 пункта свидетельствует о том, что большинство потребителей настроены позитивно в отношении личного финансового положения, рабочих перспектив и желания тратить денежные средства. Исследователи считают, что рост покупательского оптимизма позволяет прогнозировать восстановление спроса на повседневные товары.

В первом квартале процент позитивных оценок вырос в трех основных компонентах индекса. Перспективы трудоустройства положительно оценили 61% респондентов, материальное положение — 61%, готовность покупать новые вещи — 46%. Эти показатели по сравнению с предыдущим кварталом выросли на 6, 5 и 3 п.п. соответственно.

Сократилось число тех, кто считает, что российская экономика находится в кризисе. В последнем квартале 2021 года так отвечали 75% респондентов, а в начале 2023 года — 55%. Пятая часть опрошенных ожидает укрепления экономического положения страны в ближайший год.

67% респондентов заявили о необходимости управления своим бюджетом. Основными пунктами экономии они называют покупку новой одежды, питание вне дома и развлечения.

В первом квартале 2023 на одежде экономили 67%. Кварталом ранее этот показатель составлял 71%. А на развлечения, наоборот, стали тратить больше — 65% против 64%. Повысились расходы и на питание вне дома — 61% и 59% соответственно.

Стало меньше потребителей, которые стремятся сократить расходы на домашний обиход — 46% против 50%. Кроме того, люди стали экономить на отпуске и покупке электроники — 46% против 48% и 43% против 46% соответственно.

В компании NielsenIQ пришли к выводу о том, что ведущим трендом остается экономия, но при улучшении экономической ситуации потребители готовы тратить больше. При этом более 25% опрошенных не откажутся от экономии на новой одежде, питании вне дома и развлечениях.

Председатель президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев отметил оживление потребительского спроса с начала 2023 года, особенно в сегментах повседневных товаров, бытовой техники и электроники.

Эксперт уточнил, что структура спроса продолжает трансформироваться. Трафик перетекает из премиум-класса в более низкие сегменты. Растет популярность товаров российских брендов.

Гендиректор аналитического агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров поставил под сомнение устойчивость тренда улучшения потребительских настроений. Он отметил кадровый дефицит, замедление годовой инфляции и ожидание роста цен, стимулирующие спрос на непродовольственные товары. Эксперт обратил внимание на большое влияние геополитической ситуации при покупке товаров длительного пользования. 

Бурмистров отметил устойчивость российской экономики в условиях кризиса, но предположил риск ухода в негативную зону в 2024 году из-за усиления санкций и сокращения бюджета.

Источник: РИА Новости