Такси — один из самых популярных и доступных видов бизнеса во многих городах России. Вы можете не только заниматься перевозками сами, но и открыть свой таксопарк. Во втором случае вам нужно организовать работу нескольких водителей, обеспечить их транспортом и передавать заказы — сделать это самому достаточно сложно.
Упростить организацию службы такси помогают сервисы-агрегаторы, такие как Яндекс.Такси или Uber. Они возьмут сбор заказов и выручки на себя — вам нужно будет только организовать стабильную работу парка. О том, как открыть свой таксопарк совместно с агрегатором, как это будет работать и сколько это стоит, вы узнаете в этой статье.
Обычный таксопарк совмещает в себе базу водителей и диспетчерскую. Вам нужно будет одновременно отслеживать и собирать заказы, передавать их водителям и следить за их выполнением. Также вам нужно будет распределять выручку между водителями и другими работниками, и решать организационные и технические вопросы (например, заниматься обслуживанием транспорта).
При открытии таксопарка совместно с агрегатором функция диспетчера частично перейдет к компании-партнеру. Она будет сама собирать заказы и через вас передавать их таксистам. Вы получите готовую систему, которая позволит контролировать водителей и обрабатывать заказы. Кроме того, компания будет собирать и передавать вам выручку. Вам же нужно будет только организовать и контролировать работу водителей в соответствии с законом и стандартами партнера.
Такой способ организации службы такси упрощает часть работы и уменьшает расходы на ее создание и обслуживание. Кроме того, вы получите поддержку агрегатора-партнера — если у вас возникнут проблемы или вопросы, вы сможете обратиться к нему. Снижаются затраты на открытие парка — на работу диспетчерской требуется меньше ресурсов.
Организация службы такси совместно с агрегатором привлекает тех, кто ни разу не работал в этой сфере, но интересуется ей. Такой метод работы интересен следующими преимуществами:
Однако, у него есть несколько существенных недостатков:
В России работает три основных агрегатора такси — Яндекс.Такси, Uber и Gett. Все они готовы сотрудничать с таксопарками, которые соответствуют их требованиям. Компании различаются комиссиями с поездок, предъявляемыми требованиями и дополнительными условиями для партнеров. Подробнее об этих различиях вы узнаете в таблице:
Агрегатор | Яндекс.Такси | Uber | Gett |
Требования к водителям | Возраст от 23 лет Гражданство РФ Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее владение русским языком Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена |
Требования к авто | Отечественный или иномарка Наличие четырех дверей или более Среднерыночная стоимость от 400 000 рублей Возраст не старше 10 лет (старше — только в исправном состоянии и при прохождении техосмотра) Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 10 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 5 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид |
Комиссия с заказов | До 20% | 20% | От 17% |
График выплат | Ежедневно | Ежедневно или еженедельно | Ежедневно или еженедельно |
География присутствия | Вся РФ, включая Крым | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Уфа и еще 24 города | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Калининград и еще 70 городов |
Дополнительно | Бесплатное обучение водителей Спецпредложения для развития таксопарков Приложение — только для Android | Распределение заказов не зависит от рейтинга | Можно заранее планировать схемы |
Во всех трех агрегаторах есть рейтинговая система — в зависимости от качества работы водителя и отзывов клиента водителю присваивают определенный статус. При падении статуса ниже определенного уровня или выявлении грубых нарушений (например, отсутствии лицензии) водителя могут отключить от агрегатора. Вам нужно будет учитывать это при организации контроля над таксистами.
В целом, при создании таксопарка чаще всего выбирают Яндекс.Такси или Убер. Бренд Яндекса более известен в нашей стране, но об этом агрегаторе и его водителей много как положительных, так и отрицательных отзывов. Из-за этого доверие к сервису может быть ниже. Uber, напротив, считается более стабильным и требовательным.
Перед тем, как открыть таксопарк, определитесь со специализацией и категориями клиентов, на которые вы будете делать упор. Изучите другие парки, которые работают в вашем городе, узнайте, чем они привлекают и удерживают клиентов. Также узнайте, что востребовано у тех, кто пользуется услугами такси. Из-за большой конкуренции открыть и поддерживать успешный парк очень сложно. Важно правильно определить целевых клиентов и их потребности, после чего предоставить необходимый им сервис.
Процесс открытия таксопарка состоит из нескольких этапов:
Рассмотрим каждый этап подробнее
Работать в качестве таксопарка могут как ИП, так и ООО. Зарегистрировать ИП проще и дешевле, чем юридическое лицо, и на него меньше налоговая нагрузка. ООО, напротив, позволяет привлечь нескольких учредителей, и ему будет проще заключать сделки с другими компаниями (юрлицам обычно доверяют больше, чем ИП). Кроме того, ООО при необходимости можно будет продать или передать другим лицам.
Для открытия таксопарка достаточно минимального размера уставного капитала — от 10 000 рублей в зависимости от региона.
В заявлении на регистрацию бизнеса нужно указать следующие коды ОКВЭД:
Для регистрации ИП достаточно подготовить паспорт и заявление Р21001. Для открытия ООО потребуются заявление Р11001, устав, решение или протокол об учреждении, документ о предоставлении юридического адреса и паспорта учредителей. Документы нужно будет передать в налоговую через отделение ИФНС по месту жительства или онлайн на ее сайте. При передаче заявки в отделении и онлайн без электронной подписи вам придется уплатить госпошлину — 800 рублей для ИП или 4 000 рублей для ООО.
Подробнее о том, как зарегистрировать ИП или ООО, вы узнаете в других наших статьях.
После регистрации бизнеса необходимо будет открыть расчетный счет. Он потребуется для зачисления и распределения выручки, а также для проведения безналичных платежей и уплаты налогов. Строгих требований к счету нет — при выборе обратите внимание на стоимость обслуживания, платежных поручений, переводов физлицам и снятия наличных. Желательно также наличие недорогого зарплатного проекта и корпоративных карт
Для организации службы вам потребуется офис, в котором будет осуществляться управление, стоянка для транспорта и помещение для их обслуживания. Кроме того, вам будет необходимо иметь в распоряжении достаточное количество автомобилей. Машины и недвижимость могут быть в собственности парка, взяты в аренду или оформлены в лизинг. Транспорт и помещения должны быть в хорошем состоянии, они должны проходить регулярную проверку.
Минимальное количество машин для комфортной работы такси — 8-10 в зависимости от региона. База должна находиться в месте, которое позволит покрывать большую часть города и удобно добираться до нее. Каждую машину необходимо оборудовать таксометром и опознавательным фонарем оранжевого или желтого цвета на крыше, при необходимости - онлайн-кассой.
Вы можете принимать водителей с личными автомобилями, если они соответствуют требованиям — вашим и агрегатора.
Нужно будет обеспечить помещение и стоянку всем необходимым оборудованием — компьютерами, средствами связи, сигнализацией, инструментом и другим. Необходимы стабильные интернет и телефония, а также хороший сигнал мобильной связи. Позаботьтесь о бесперебойном электропитании всех систем.
Нужно будет обеспечить помещение и стоянку всем необходимым оборудованием — компьютерами, средствами связи, сигнализацией, инструментом и другим. Необходимы стабильные интернет и телефония, а также хороший сигнал мобильной связи. Позаботьтесь о бесперебойном электропитании всех систем.
У Яндекс.Такси есть готовое решение - «Мой таксопарк». Оно позволяет взять в лизинг от 10 машин у одного из партнеров. Компания сама подготовит требуемые документы, поможет организовать техническое обслуживание транспорта и застраховать его. Начальный капитал для работы с этим решением — от 3 000 000 рублей в зависимости от количества машин. Помещения и стоянку вы должны будете искать сами.
После организации таксопарка вам нужно набрать штат водителей. Согласно требованиям закона, водителю для работы в такси требуется стаж вождения от трех лет. Кроме того, при приеме и перед выходом на линию он должен пройти медосмотр. Таксопарк и агрегатор могут предъявлять и свои требования — например, к внешнему виду или знанию русского языка.
Для каждого водителя необходимо средство связи — лучше всего использовать смартфон со специализированным ПО. Также на этот смартфон будет установлено приложение агрегатора, через которое водители будут принимать заказы и получать выплаты. На каждого водителя должны быть оформлены ОСАГО и КАСКО.
Водитель, работающий в таксопарке, должен быть зарегистрирован как ИП или самозанятый. С ним заключается трудовой или агентский договор.
Помимо водителей, вам могут потребоваться и другие сотрудники — например, бухгалтеры, кадровики, охранники или автомеханики. Некоторых штатных работников можно заменить других компаний - например, можно передать бухгалтерию на аутсорсинг или заключить договор с СТО.
Для работы такси необходимо наличие разрешения на деятельность по перевозке пассажиров. Не путайте этот документ с лицензией на пассажирские перевозки — она выдается для транспорта, который занимается регулярными перевозками (например, общественного). Разрешение должно быть оформлено для каждого автомобиля, который находится в распоряжении таксопарка, и для каждого работающего в нем водителя.
Требования для получения разрешения следующие:
Для получения разрешения обратитесь в уполномоченный орган, который регулирует и контролирует транспорт и грузоперевозки. Например, в Москве этим занимается Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Подать заявку можно как в отделении этого органа или онлайн через Госуслуги.
К заявлению нужно приложить:
Выдача разрешения занимает от 3-4 недель. Документ выдается на пять лет, в конце срока его необходимо продлевать. Размер пошлины за выдачу зависит от региона.
После организации работы и получения лицензии вы будете готовы к заключению договора с агрегатором. Для этого обратитесь в представительство компании в вашем регионе или оставьте заявку на ее сайте. С вами свяжется специалист, который уточнит необходимую информацию и согласует дальнейшее сотрудничество.
После проверки на соответствие условиям сервис примет свое решение. Если вы будете соответствовать его требованиям, вам предложат заключить договор. Для его заключения вам потребуются паспорт, регистрационные и учредительные документы, и реквизиты счета. Заключить договор можно в представительстве агрегатора в вашем регионе.
После заключения договора вы получите доступ к программному обеспечению для диспетчеров и таксистов — оно позволит принимать заказы и контролировать работу парка. Сотрудники агрегатора также обучат ваших работников и водителей работе с фирменным ПО и объяснят стандарты компании.
После оплаты поездки деньги клиента поступают на счет агрегатора. При перечислении автоматически рассчитываются НДС и комиссия компании. Наличная выручка остается у водителя — комиссия за нее вычитается из безналичной. Далее возможны две схемы выплат.
Первая и наиболее частая — агрегатор вычитает из выручки комиссию таксопарка и перечисляет оставшиеся деньги водителям. Комиссия включается в основную ставку, ее размер вы согласуете с партнером при заключении договора. Деньги зачисляются на внутренние счета в системе водителей, после чего они должны будут сами вывести их на банковскую карту или счет.
Вторая — агрегатор переводит всю сумму на ваш счет, а затем вы сами выручку между водителями в зависимости от сделанных заказов. Проще всего это сделать с помощью зарплатных карт, которые можно выпустить в банке, где открыт расчетный счет. Часть от выручки вы можете оставлять себе на обслуживание и развитие парка. График платежей определяете вы — деньги могут перечисляться ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Наличную выручку при этом водитель будет обязан сдать в таксопарк для зачисления на счет.
Если с водителем заключен агентский договор, то он будет обязан сам платить НДФЛ с полученных денег. Если он работает по трудовому договору, то налоговым агентом выступает таксопарк.
Свое решение для организации выплат таксистам предлагает банк для бизнеса Точка. Оно работает через депозит в Киви Банке. После поступления денег таксопарк перечисляет их на депозит (счет 302), откуда они распределяются по заранее подготовленному реестру на карты водителей. Вам потребуется только открыть в этом банке счет на тарифе Золотая середина или Все лучшее сразу. Для перечисления зарплаты выпускаются бесплатные карты QIWI. Можно использовать дебетовые карточки других банков, но это потребует доработки API. Комиссия при переводах на карты Киви — 1%, при переводе на сторонние карты — от 1% до 0,5% в зависимости от суммы операций в месяц. За перевод на депозит взимается стандартная комиссия платежного поручения. Помимо этого, банк поможет зарегистрировать бизнес и зарегистрировать водителей как ИП.
ПодробнееСтоимость открытия таксопарка складывается из следующих показателей:
Статья расходов | Стоимость |
Расходы на регистрацию | До 20-30 000 рублей |
Аренда помещений и стоянки | От 200 000 рублей |
Аренда или покупка автомобилей | От 1-3 миллионов рублей в зависимости от числа |
Установка оборудования на автомобили и оформление в соответствии с требованиями | До 500 000 рублей в зависимости от числа |
Получение разрешений | До 100 000 рублей |
Организация работы таксопарка (компьютеры, сигнализация, связь и другое) | От 300 000 рублей |
Прочие расходы | От 250 000 рублей |
В итоге, оптимальный стартовый капитал для организации службы такси составляет от трех-четырех миллионов рублей. Его размер зависит от количества и характеристик авто, региона, в котором вы работаете, специализации ваших такси и других условий.
На регистрацию бизнеса, организацию работы таксопарка и заключение договора с агрегатором может уйти до двух-трех месяцев.
Основными законами, регулирующими работу такси и таксопарков, являются Федеральный закон №69-ФЗ от 2011 года и Устав автомобильного транспорта,
Административную и уголовную ответственность, в том числе при ДТП, несет сам водитель. Гражданско-правовую ответственность за действия водителей несет таксопарк. Агрегатор за нарушения водителей ответственность не несет, так как он предоставляет только информационные услуги.
За перевозку пассажиров без разрешения для водителей установлен штраф 30 000 рублей, при повторном нарушении — штраф и лишение прав на 3-6 месяцев. За передачу заказа водителю без разрешения грозит штраф до 450 000 рублей для организации и 45 000 рублей для должностного лица.
Таксопарк может использовать как основную, так и льготную систему налогообложения — УСН или ПСН (ЕНВД отменяется с 1 января 2021 года). Вы можете выбрать любую из них перед регистрацией бизнеса или перейти на нее в процессе. У каждой схемы есть свои требования, преимущества и недостатки:
Схема налогообложения | Требования | Плюсы | Минусы |
ОСНО | Нет | Нет требований к параметрам бизнеса | Нужно рассчитывать и платить все налоги (НДС, НДФЛ и другие), готовить и сдавать все отчетности |
УСН | Число сотрудников менее 100 человек, до 20 автомобилей в парке, нет филиалов | Нужно платить только один налог — 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами, упрощенная отчетность | Необходимо более внимательно следить за доходами и расходами |
ПСН | Только для ИП | Не нужно платить НДС и НДФЛ — нужно платить только стоимость патента на год | Стоимость патента составляет от 18 000 рублей в год, зависит от региона, количества работников или автомобилей |
Да, вы можете перейти от одного агрегатора к другому — для этого нужно перезаключить договор, заменить системы управления заказами и перестроиться под требования новой компании. Смена агрегатора потребует больших затрат времени и денег — во многих ситуациях она может быть невыгодной.
Можно одновременно подключиться сразу к двум агрегаторам — тогда потребуются отдельные системы для контроля заказов в разных сервисов. Также у вас могут потребовать выдать водителям отдельные смартфоны с приложением другой компании.
Таксисты, подключенные к Яндекс.Такси или другому агрегатору, все еще обязаны иметь онлайн-кассу. Но она нужна только для приема оплаты наличными. Если клиент оплатит поездку безналичным способом, то функцию кассы возьмет на себя агрегатор. Клиент при этом получит электронный чек. Самозанятые таксисты освобождаются от использования касс.
Работа с таксопарком выгодна, в первую очередь, самому агрегатору. Таким способом он может расширить территорию присутствия, привлечь новых водителей и клиентов. Парку такое сотрудничество позволяет снять с себя часть работы и заинтересовать клиентов известным брендом. Водители начинают работать по единым стандартам, а клиенты — получать более качественные услуги по приемлемым ценам.
Такси — сфера очень конкурентная и рискованная. Сотрудничество с агрегаторами помогает как водителю, так и парку, облегчить свою работу. Несмотря на комиссии и требования, такая схема поможет вам достаточно эффективно организовать деятельность, а при правильно спланированной работе — стабильно получать прибыль.
Итак, вы можете открыть таксопарк совместно с одним из агрегаторов — например, с Яндекс.Такси — в качестве диспетчера. Для этого нужно:
Выплаты за работу водителей поступают сначала агрегатору, а затем — таксопарку. После этого он сможет распределять их между работниками. Сотрудничество с агрегатором упрощает организацию службы с такси, но накладывает ограничения — комиссии с выручки и требования к водителям и транспорту.
А с чем сталкивались вы при открытии своего таксопарка? Поделиться своим опытом и замечаниями вы можете в комментариях.
Доброе утро! Подскажите пожалуйста, можно ли открыть таксопарк, только принимая на работу водителей с личными машинами?
Хочу открыть таксопарк Яндекс Калининграде куда можно обратиться?
Хочу в Бишкеке открыть таксопарк Яндекс. Куда обратиться ???? Спасибо заранее....
Добрый день. Могу ли я открыть в своем городе Яндекс такси с автопарком в 4 автомобиля, и принимать водителей с личным автомобилем?
Как раз размышлял, как подойти к таксопарку и пробовать ли партнерки, а если пробовать, то с кем сотрудничать. Богатый материал, дает немало пищи для размышлений. Нужно, конечно, посмотреть статистику по региону, наши реалии от московских отличаются, но статья хорошая.
Своя диспетчерская. Работаю с Гетт, оказалось удобно и выгодно. Раньше пробовала Uber, но отказалась – там набирают в водителей сомнительный контингент, а гневные слова приходится выслушивать моим работникам. У Гетт требования к водителям выше, а, соответственно, меньше претензий со стороны конечного потребителя. Материал заставил задуматься над некоторыми аспектами, возможно, нужно кое-что в работе поменять.
Работаю на партнерке с Яндексом. Статья дельно рассказывает о нюансах бизнеса, практически добавить нечего. Яндекс помог с обучением и финансированием, постоянная поддержка и хорошая прибыль. Отдельно понравились скидки на автомобили, причем спецкомплектаций. Открылся быстро и без проблем. Прибыль хорошая.
Хочу в Казахстане открыть таксопарк Яндекс ..куда обратиться???
Здравствуйте Александр не подскажете как открыть свой атопарк
Благодарю за подробный материал, интересно было изучить вопрос. Владею таксопарком, но размышлял о партнерке, так что мне было полезно узнать, какие сложности могут ждать в этом случае. Однако банк Точка не понравился, работаю с Tinkoff, гораздо выгоднее условия и удобнее. Оплата водителям мгновенная через приложение.
Я вообще не очень понимаю как люди умудряются жить с одного только такси. там по 20 часов в сутки нужно катать, чтобы как-то отбить тачку и хватило больше чем на дошик. поэтому рассматриваю только как подработку. я на основной работе 2 через 2. в свободные дни таксую. ну и каждый вечер стараюсь встать на маршрут на какой-нибудь развозке персонала, чтобы возить без пробок и без простоев. насколько я понимаю приложения по развозке есть.