Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

На страхование и риск: мошенники стали предлагать защитить счета в ЦБ

Мошенники звонят от имени правоохранителей и сообщают о том, что они получили заявление от Центробанка о компрометации персональных данных. По словам злоумышленников списания произошли не со счета, открытого в определенной финорганизации, а с «единого внутрибанковского», и предлагают оформить страхование.

Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

Представители Банка России напоминают, что регулятор не работает с гражданами. Эксперты предупреждают: мошенники часто меняют схемы развода в зависимости от текущего новостного фона.

Новый сценарий

Мошенники действуют по определенной схеме. Ненастоящие сотрудники банка предлагают «застраховать» денежные средства, которые хранятся на «едином межбанковском счете» клиента. Об этом рассказали представители ВТБ. Аферисты используют методы социальной инженерии, втираются в доверие, чтобы убедить человека в необходимости защиты накоплений после компрометации личных данных.

С жертвой работают сразу несколько мошенников. Сначала звонит сотрудник правоохранительных органов и сообщает о преступлении. Якобы ЦБ РФ заявил о компрометации персональных данных физлица. При этом злоумышленник подчеркивает, что деньги были списаны с «единого внутрибанковского счета» (сразу оговоримся, что в реальности такого счета не существует). По легенде к нему могут получить доступ исключительно банковские сотрудники: они находятся под подозрением в мошеннических действиях.

После общения со «следователем» вас переключат на «специалиста департамента безопасности ЦБ». Сотрудник спросит, в какой финорганизации обслуживается собеседник, какие банковские продукты у него есть (вклады, карты, счета), как часто отслеживает остаток на счете, имеет ли доступ к карте (не утеряна ли она). Иногда даже уточняют размер заработной платы. После получения информации от жертвы злоумышленник предложит застраховать деньги на едином счете. Якобы это поможет вернуть украденные средства. Затем мошенник убеждает перевести остаток денег на «безопасный счет».

Схема с «единым межбанковским счетом» уже фигурировала ранее в 2022 году и обрела печальную славу. Люди, находясь в стрессе, склонны верить всему, что им говорит «голос из трубки», в том числе в наличие непонятного счета. Они готовы сделать все возможное, чтобы защитить свои деньги. Предложение об оформлении страховки приходится как раз кстати: жертвы верят аферистам и ведутся на их уловку, — констатировал старший вице-президент ВТБ Банка Никита Чугунов.

Специалист рекомендует сохранять «трезвость ума» и критически оценивать ситуацию. Нужно знать, что деньги могут находиться только на счете в обслуживающем банке: «единых счетов» в природе не существует. Поэтому и страховать нечего: вы просто переведете деньги на карту мошенника и попрощаетесь с ними.

В пресс-службе Центробанка сообщили, что регулятор постоянно доводит до сведения населения информацию о мошеннических схемах. Злоумышленники часто прикрываются сотрудниками ЦБ РФ, могут сообщать ФИО жертвы и другие данные. Необходимо помнить: Банк России не работает с клиентами-физлицами, не обслуживает их счета и не звонит гражданам.

По статистике ЦБ РФ в первом квартале 2022 года проведено 285 000 транзакций на сумму 3,2 млрд рублей без ведома клиентов. Это на 8,5% и 14,6% больше, чем за аналогичный период 2021 года. За 6 месяцев текущего года Центробанк заблокировал более 190 000 номеров мошенников, что уже превысило годовую статистику за 2021 (180 000). Реальный ущерб от мошеннической схемы, основанной на страховании «единого счета», оценить сложно.

На умном слове

«Известия» запросили информацию в 30 банковских учреждениях. Интересовал один лишь вопрос: в курсе ли сотрудники финорганизации о новой мошеннической схеме. В Зените и УБРиР сказали, что в курсе о существовании такого вида обмана.

По сообщению руководителя направления по повышению эффективности бизнес-процессов УБРиР Светланы Цыганковой финансовая организация получает обращения с жалобами на указанную схему. Но россияне с недоверием относятся к страхованию, и этот вид мошенничества не столь распространен. По словам специалиста, было получено несколько специфических обращений. Клиенты уточняли информацию по страховке, страховой сумме, а также по «отдельным счетам».

Светлана Цыганкова заявила, что с марта текущего года звонки от аферистов сократились, но уже в июле наблюдался всплеск подозрительной активности.

В пресс-службы банка Зенит заявили о единичных случаях мошенничества по рассматриваемой схеме, но финорганизация фиксирует рост мошеннической активности каждую неделю.

Директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов напомнил о том, что злоумышленники часто меняют схемы развода, подстраиваются под общий новостной фон и обстановку в стране. Например, возможны махинации, связанные с обходом санкций. Мошенники стали чаще предлагать оформить карты платежных систем Visa и Mastercard за рубежом.

Мошенничество с «межбанковским счетом» является распространенной схемой развода. У нее есть несколько вариаций. Об этом сообщил руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. Как отмечает специалист, мошенники часто вставляют в скрипты умные слова, чтобы «навешать лапшу на уши» потенциальным жертвам. Есть отдельная категория людей, которым стыдно признаться самим себе в том, что они не знают, что такое «межбанковский счет», и верят мошенникам на слово.

Злоумышленники меняют сценарии, могут «переобуваться на ходу» в процессе разговора. Об этом рассказали в пресс-службе Group-IB. Например, сначала вам может позвонить «сотрудник центрального аппарата МВД», который сообщит, что в конкретное отделение банка обратился человек с нотариально заверенной доверенностью на имя собеседника. Далее псевдоспециалист скажет, что уже инициировано разбирательство по факту мошенничества и требуется получить повестку. В процессе телефонных переговоров «сотрудник» плавно переключится на вопрос об утечке персональных данных клиента и сообщит о том, что на него пытались оформить кредит.

Как подчеркивают в Group-IB, часто преступникам не требуются данные банковской карты, чтобы получить доступ к деньгам жертвы. Они используют методы социальной инженерии и приемы НЛП, убеждая человека выполнить определенное действие: оформить кредит, снять деньги и перевести на карту мошенника, передать средства курьеру или перевести на «защищенный счет».

Источник: Известия