О проекте Talkbank — банке в мессенджерах — я услышал еще в 2017 году. Тогда мне он показался интересным и перспективным, но, вместе с этим, слишком неоднозначным. В течение двух лет я следил за проектом и изучал отзывы клиентов, но не решался оформлять карту в нем. Тем не менее, проект дожил до 2020 года и смог стабилизировать свои позиции.
В итоге я решил изучить проект повнимательнее — оформить карту в нем и проверить, насколько она стала удобной или неудобной. Подробнее о своем опыте и выводах, которые из него сделал, я расскажу в этой статье. Это поможет вам понять, стоит ли оформлять карту в Толкбанке или пользоваться ей сейчас.
Краткий обзор карты
Условия
Условия карты зависят от одного из подключенных тарифов
Использование
Управлять картой можно в чат-боте в одном из мессенджеров
Пополнение и снятие
Пополнить карту можно без комиссии, снять деньги - в любых банкоматах
Доступность
Можно оформить виртуальную карту или пластиковую с доставкой на дом
Открытие
0 ₽
Обслуживание
0 ₽
Кэшбэк
кешбэк до 40%
Возраст
от 18 лет
Срок выпуска
1-5 дней
Преимущества
Быстрое оформление без визита в банк
Виртуальная карта оформляется полностью онлайн. Пластиковую можно заказать с доставкой по всей России.
Управление с помощью чат-бота
Карта управляется ботом в одном из популярных мессенджеров. Боты работают стабильно и быстро обрабатывают операции.
Снятие наличных без комиссий
На тарифах Standard и Pro можно снимать наличные без комиссии в любом банкомате. Снятие доступно как для пластиковой, так и для виртуальной карты.
Бонусные баллы за все покупки
Карта копит бонусы, которые можно вывести на счет. У партнеров банка можно получить повышенный кэшбэк.
Недостатки
Частые ухудшения тарифов
Банк часто урезает кэшбэк и лимиты, вводит дополнительные комиссии. Из-за этого карта становится менее удобной.
Маленькие лимиты на операции
Банк достаточно жестко ограничивает суммы на счету, проводимые транзакции и снятие наличных. При превышении лимитов взимаются комиссии.
Вопросы к безопасности карты
Если злоумышленник получит доступ к аккаунту в мессенджере, то он сможет вывести деньги с карты. Внутренних механизмов защиты у сервиса немного.
Карты выпускаются как неименные
Виртуальные и пластиковые карты банка имеют неименной статус. Из-за этого их использование может быть ограничено.
Talkbank — это надбанковский сервис, который предоставляет дебетовые карты и инструменты для управления им. По принципу своей работы напоминает уже известный нам Рокетбанк: он выдает карты и предоставляет электронные сервисы для них, а их изготовлением и обслуживанием занимаются другие банки с лицензией ЦБ. Однако, Толкбанк выбрал необычный способ управления своими картами — исключительно через чат-боты в мессенджерах, без привычных интернет-банков и приложений.
Толкбанк работает на базе двух крупных банков — Транскапиталбанка и входящего в группу Газпромбанка Кредит Урал Банка. Проект использует их лицензии и процессинг для выпуска карт, а от себя предоставляет электронные сервисы и поддержку.
Толкбанк был запущен в 2016 году в Telegram. К 2020 году сервис стал доступен в Viber и WhatsApp, а также в ВК и Фейсбуке. Сервис очень быстро «взлетел» и заинтересовал немало клиентов — в основном, благодаря условиям и бонусам карт. К настоящему времени банк все еще остается популярным, несмотря на неоднократное ухудшение условий.
В планах у проекта развитие межбанковских сервисов для малого бизнеса и самозанятых, которые также будут управляться в мессенджерах.
Клиентам Толкбанка доступны простые дебетовые карты, которые оформляются с доставкой на дом. Весь процесс их использования — от подачи заявки для перевыпуска — сосредоточен в чат-боте. Таким же способом работает поддержка: только в некоторых случаях она может перенаправить на горячую линию банка. Сами карты Толкбанка среди предложений других организаций выделяются, в основном, бесплатным снятием наличных в любых банкоматах и бонусной программой.
Тарифы карт Talkbank
В рамках проекта Talkbank выпускаются карты двух типов — пластиковые и виртуальные. Для любой из них можно подключить один из трех пакетов — Light, Standard и Pro. Их основные условия представлены в таблице:
Пакет услуг
Light
Standard
Pro
Выпуск карты
Виртуальная — бесплатно
Пластиковая — в зависимости от региона доставки
Обслуживание карты
Бесплатно
Бесплатно при сумме трат от 60 000 рублей в месяц, иначе — 99 рублей в месяц или 599 рублей в год
Бесплатно при сумме трат от 100 000 рублей в месяц, иначе — 149 рублей в месяц или 899 рублей в год
Пополнение
Бесплатно с любой карты
Может быть ограничено при частых транзитных переводах
Снятие наличных и переводы
2,5%, минимум 50 рублей
10 000 рублей — бесплатно
Далее — 2,5%, минимум 50 рублей
10 000 рублей — бесплатно
Далее — 2,5%, минимум 50 рублей
Бесконтактная оплата
Visa PayWave (пластиковая), Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay (виртуальная и пластиковая)
Проценты на остаток
Не предусмотрены
Бонусы Кэшбэк+
1% за все покупки
До 40% по спецпредложениям партнеров
Можно вывести на счет, 1 бонус равен 1 рублю
Лимит — 16 000 рублей в месяц
Дополнительно
-
Финансовый помощник Баффет (контроль расходов, управление личным бюджетом) — бесплатно
Семейный аккаунт (дополнительные карты для членов семьи, контроль бюджета) — бесплатно
SMS-уведомления
Бесплатно (в мессенджерах)
Как заказать карту Толкбанка
Подать заявку на карту Толкбанка можно прямо в одном из поддерживаемых мессенджеров. Для этого достаточно открыть диалог с ботом, отправить ему команду для заполнения заявки, ввести и подтвердить номер телефона.
Далее по ссылке, которую отправит бот, нужно загрузить фото или скан-копию паспорта для подтверждения личности. Затем — пройти видеидентификацию.
В течение нескольких минут банк проверит данные и сообщит о решении. В случае положительного ответа вам останется пройти завершающий этап оформления — уточнить паспортные данные и внести СНИЛС или ИНН.
Банк отправит сведения на итоговую проверку, ответ по которой придет в течение дня. Если она окажется успешной, то бот сообщит вам реквизиты виртуальной карты.
При желании можно заказать пластиковую версию карты. Для этого через бота нужно согласовать адрес доставки и указать дополнительные условия. В Москве и Санкт-Петербурге карту доставят в течение 1-2 дней, в других городах — за 3-5 дней.
Впечатления от использования карты
Получив реквизиты карты, я сразу же перевел на нее небольшую сумму и добавил ее в Google Pay. Затем в течение месяца оплачивал картой различные покупки. Вначале опробовал ее в магазине и аптеке у дома, затем — на Ozon. Везде оплата проходила без серьезных проблем. Единственное, что еще не тестировал — снятие наличных: в текущей ситуации стараюсь как можно реже выходить из дома, а ближайший банкомат с NFC-модулем находится ощутимо далеко.
Меня больше интересовало другое — как организовано управление картой в чат-боте. И, как оказалось, реализовано оно вполне достойно. На месте все необходимые функции — платежи и переводы, детализация операций, настройки, связь с поддержкой и другие. При переходе в нужный раздел бот всегда сообщает список необходимых команд для проведения операции.
Сюда же, в чат с ботом, приходят уведомления об операциях по картам.
Например, чтобы отправить перевод с карты на карту, нужно перейти в соответствующий раздел и отправить боту номера обеих карт и сумму перевода. Далее сервис перенаправит на страницу подтверждения оплаты. Похожим образом организованы оплата услуг и использование бонусов. Детализация счета выводит в чат подробную информацию о последних нескольких транзакциях и текущем балансе выбранной карты.
Можно одновременно работать с ботом сразу в нескольких мессенджерах. Для этого при входе в бота нужно выбрать пункт «Да, карта есть», ввести кодовое слово и пройти проверку. Это удобно, если вы не любите переключаться между приложениями.
Преимущества и недостатки Толкбанка
С одной стороны, Talkbank и его карты выглядят вполне интересно. Этому помогают такие преимущества:
Карты выпускаются без визитов в банк или встречи с выездным специалистом — чтобы получить виртуальную версию, достаточно загрузить скан-копию паспорта. Пластиковая карта доставляется почтой почти в любой город России
На тарифах Standard и Pro можно снимать наличные в любых банкоматах без комиссии. Лимиты на снятие невелики, но их достаточно, если наличные требуются нечасто
Чат-бот работает вполне стабильно, без серьезных ошибок или задержек. Его функционал одинаков во всех мессенджерах, где можно пользоваться сервисом. Можно управлять ботом голосовыми командами через помощника Алису от Яндекса
Бонусная программа вполне удобна — баллы зачисляются быстро и их нужно выводить на счет, а не тратить или компенсировать ими траты. У банка много партнеров, которые иногда предлагают интересный кэшбэк
Виртуальные карты банка поддерживают бесконтактную оплату смартфоном с NFC. Это позволяет пользоваться ими в офлайн-магазинах и снимать наличные в банкоматах, поддерживающий такой способ взаимодействия с картой
В 2020 году был запущен интересный сервис — финансовый помощник Баффет, названный в честь известного американского бизнесмена и инвестора Уоррена Баффета. Он представляет собой искусственный интеллект, который анализирует движение средств по картам, ведет учет по статьям расходов и дает финансовые рекомендации Баффет работает в общем чат-боте, и его не нужно дополнительно настраивать
Однако, у этого предложения можно отметить несколько существенных недостатков. Часть из них тянется еще с 2017 года, часть появилась недавно.
Банк любит менять условия обслуживания — преимущественно, ухудшая их. В 2018-2019 годах он уже успел несколько раз урезать кэшбэк, ужесточить лимиты на операции и отменить проценты на остаток. С одной стороны, такие изменения вполне обоснованы желанием сократить издержки, а с другой они слишком сильно отпугивают клиентов
Под сомнением безопасность доступа к карте. У чат-бота нет собственных инструментов защиты, поэтому, если доступ к переписке с ним попадет к злоумышленнику (например, при утере телефона), то он легко сможет вывести деньги
Карты Толкбанка выпускаются как неименные, из-за чего не попадают под систему страхования вкладов. Если с обслуживающими их банками что-то случится, то вернуть деньги на них не получится
В отзывах клиенты иногда жалуются на блокировки без объяснения причин, обнуление бонусов, задержки транзакций или изменение тарифов в одностороннем порядке. Я пока с этим не сталкивался, но если собираетесь активно пользоваться картой — будьте готовы к таким проблемам
И — исключительно субъективный момент — управление картой с помощью чат-бота мне кажется не слишком удобным. В привычном интернет-банке или мобильном приложении проще изучать статистику по операциям и настраивать карту. Здесь же нужно запоминать команды и порядок их применения, что несколько усложняет работу
Заключение
В итоге могу сказать, что Talkbank получился спорным, но интересным проектом. С одной стороны, он часто ухудшает условия обслуживания, а с другой — предлагает различные дополнительные услуги, упрощающие пользование картой. Надеюсь, в будущем проект не разделит судьбу Рокетбанка и продолжит развиваться, обрастая функционалом и сервисами.
Тем не менее, я бы не стал пользоваться картой Толкбанка как основной. Причина и в маленьких лимитах, и в неудобстве бонусной программы, и в вопросах к безопасности чат-бота. А платное обслуживание при невыполнении условий затруднит ее использование как резервной на случай утери основных. Подобное предложение подойдет тем, кому нужна карта с простыми условиями для нечастых покупок онлайн и офлайн.
Talkbank — надбанковский сервис, предоставляющий дебетовые карты с обслуживанием в мессенджерах. Это вполне интересный проект со своими преимуществами и остатками:
Карта оформляется онлайн как виртуальная или пластиковая
На двух тарифах можно снимать наличные без комиссии
Есть кэшбэк за покупки, но банк иногда «скручивает» его
Банк предоставляет собственные инструменты для контроля бюджета
Под вопросом безопасность карты
Такой банк подойдет тем, кому нужна простая карта с быстрым оформлением для онлайн- и офлайн-покупок.
А что думаете о картах Talkbank вы? Пользуетесь ими или только собираетесь оформлять? Поделиться своим опытом и оставить мнение об этом предложении вы можете в комментариях.