Ассоциация банков России предложила передавать данные мошенников жертвам

Ассоциация банков России (АБР) предлагает замораживать на 25 дней сомнительные переводы. Также выдвинуто предложение о передаче персональных данных мошенников потенциальным жертвам, чтобы у последних было больше шансов вернуть незаконно похищенные средства. Такую информацию получили РИА Новости от АБР.

В феврале 2020 года Ассоциация сообщила, что кредитные организации возвращают заемщикам лишь каждый седьмой рубль, который был переведен без их согласия. Получается, что возвращается лишь 15% от незаконно похищенной суммы средств. Невысокий уровень возврата средств связан с тем, что многие клиенты сами предоставляют мошенникам личные данные. А если клиент сам ввел где-то данные карты или ДБО, то банк имеет право по закону не возвращать клиенту деньги.

В июне глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что около 70% мошеннических транзакций проводятся при помощи средств социальной инженерии. Сейчас потенциальная жертва имеет право обратиться в полицию для возбуждения уголовного дела. Но при этом вернуть на карту украденные средства вряд ли получится.

АБР обращает внимание на несоответствие нынешних законов и произошедшему ускорению финансовых транзакций. По этой причине противодействовать мошенникам достаточно трудно. Например, только на остановку сомнительной транзакции требуется два дня. 

Какой выход предлагают банки

Ассоциация предлагает позволить банку получателя законно заблокировать его средства, если от банка плательщика поступило уведомление о сомнительности такого перевода. Также АБР выдвинуло предложение об обеспечении возможности потенциальной жертве получить личные данные мошенников, с помощью которых можно заблокировать средства для исполнения приговора или судебного решения.

«При получении уведомления банк получатель получает команду о блокировке средств на счету получателя в размере суммы сомнительной операции. Заблокировать средства можно на 25 дней», — поясняется в документах ассоциации. Сергей Клименко, начальник правового управления АБР, заявил, что при получении такого сообщения лучше ввести автоматическую блокировку средств. 

Также АБР предлагает передавать плательщику персональные данные получателя. Это необходимо для того, чтобы жертва могла обратиться в суд и подать иск по факту мошенничества. Такой иск дает право подать ходатайство о его обеспечении, одним из способов которых является опись имущества, которое принадлежит ответчику. Например, таким образом счета мошенника могут быть арестованы. 

«Подать иск можно только с указанием персональных данных: ФИО, места жительства ответчика-физического лица и полного фирменного наименования, ОГРН юридического лица и адреса места нахождения», — говорится в материалах АБР. 

Банковская тайна

Персональные данные ответчика, которые предлагается передавать потенциальной жертве, являются банковской тайной. Но АБР поясняет, что в некоторых случаях есть право передачи данной информации, исходя, например, из закона о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное право предполагается предусмотреть и в законе о национальной платежной системе для тех случаев, когда отправитель денежных средств оспаривает перевод. 

Кроме того, во всех случаях до и после зачисления средств у получателя есть пять рабочих дней, чтобы он сообщил банку о незаконности перевода. В АБР пояснили, что в данном случае деньги вернутся на счет отправителя. При этом предоставлять персональные данные не нужно. Таким образом, банковская тайна не будет нарушена. 

Клименко рассказал РИА Новости, что законопроект находится на стадии рассмотрения. После обсуждения с банками и государственными органами, планируется следующий этап — проработка итогового варианта. Утверждение законопроекта планируется не раньше осени. 

Оставить комментарий