В Росреестр поступила просьба от банков устранить препятствия для заемщиков

Устные требования заемщиков имеют силу. 

Российские банки просят Росреестр разобраться с возникшей проблемой в приеме устных требований ипотечных заемщиков о предоставлении кредитных каникул, зафиксированных в бумажном виде. Согласно действующему с 3 апреля федеральному закону № 106-ФЗ о предоставлении поддержки россиянам, имеющим кредитные обязательства в условиях распространения коронавирусной инфекции, люди могут отправить запрос в банк устно по телефону. Специалисты кредитной организации принимают такие требования и фиксирует их на бумажном носителе с заверением подписью должностного лица.

После согласования длительности кредитных каникул, банк должен откорректировать регистрационную запись об ипотеке или закладную в зависимости от вида кредитного договора. То есть, в органы Росреестра предоставляется комплект документов, в котором находится требование заемщика, переданное по телефону.

При этом неоднократно происходят отказы со стороны Росреестра принять документ, представляющий собой устное требование клиента, которое было зафиксировано специалистом банка на бумажном носителе. В качестве аргумента ведомство озвучивает невозможность отнести такой запрос ни к бумажному, ни к электронному документу.

Российская ассоциация банков считает, что данные действия государственного органа не соответствуют федеральному закону № 106-ФЗ и нарушают интересы заемщиков, которые нуждаются в поддержке. Согласно тексту данного закона клиент после подачи своих требований в устной форме при помощи телефонной связи не должен повторно предоставлять в банк эти же требования в электронном или бумажном виде.

Таким образом отсутствуют юридические основания для отказа в принятии устных требований клиента, зафиксированных сотрудником банка. Также отсутствуют полномочия у представителей Росреестра требовать у заемщика данный документ на любом ином носителе.

Гражданин имеет полное право отказаться предоставлять указанные документы в другой форме, потому что он имеет уважительного причину, соблюдает режим самоизоляции. Отказ заемщика в повторном предъявлении запроса на кредитные каникулы не означает, что первоначальные устные требования стали недействительными.

Таким образом, выявлена юридическая ошибка при составлении поправок к действующему закону. Порядок предоставления документации в регистрирующий орган для внесения изменений в ипотечный договор при подаче заявления заемщиком по телефону в устной форме не был разработан должным образом.

Необходимо в ближайшее время устранить этот недочет. Как считает банковское сообщество, такая проблема не должна мешать исполнять действующее законодательство. Необходимо прежде всего руководствоваться интересами и правами физических лиц, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Действия сотрудников Росреестра в данном случае противоречат закону о предоставлении кредитных каникул, то есть, его основной идее – упростить процедуру реструктуризации кредитного договора для заемщика.

Напомним, что государственная программа поддержки россиян, имеющих кредиты, была запущена в апреле текущего года. По ее условиям клиент может оформить кредитные каникулы, если он заболел коронавирусной инфекцией или его доходы сократились более чем на 30%. Указанные обстоятельства необходимо подтвердить документально.

Оставить комментарий