Разрушение закона о рекламе финансовых услуг

Информация обновлена: 28.08.2020

Уральское Управление ГУ Банка России совместно с Роскомнадзором и УФАС  напомнили СМИ об ответственности перед народом за распространение ненадлежащей рекламы. В Уральском регионе недобросовестную рекламу чаще всего можно увидеть в бесплатных газетах, распространяемых по почтовым ящикам, на листовках, которые расклеиваются на остановочных комплексах и в социальных сетях.

Об этом сообщили представители Отдела противодействия нелегальной деятельности Уральского ГУ Банка России в ходе встречи с руководителями СМИ, которая состоялась 17 сентября 2018 года в Екатеринбурге. Среди нарушений рекламы финансовых услуг не редкость публикация информации от компаний, которые не имеют лицензий и не состоят в реестрах Банка России, то есть в принципе не имеют права рекламироваться.

Есть псевдо-МФО, которые выдают займы без разрешительных документов, есть лже-кооперативы, финансовые пирамиды, называющие себя инвестиционными компаниями.

Мы их ловили, ловили

За два первых квартала 2018 года Банк России  вывел на чистую воду  1 890 организаций, которые выдавали кредиты и займы нелегально. Как сообщает регулятор, в прошлом году за этот же период было выявлено вдвое меньше «черных кредиторов». А если сделать экскурс в историю вопроса, то за весь 2017 год ЦБ обнаружил 1 374 такие компании, в 2016 году — 1 378, в 2015-м — 720.

Эксперты связывают рост числа выявленных нелегальных кредиторов с повышением эффективности борьбы с ними, а также миграцией исключенных из реестра компаний в серую зону. Если раньше в ЦБ на вопрос, кто разбирается с нелегалами, отвечали, что это вне компетенции регулятора и работа ведется «на общественных началах», то сегодня появилось структурное подразделение, которое занимается «отловом бродячих кредиторов», финансовых мошенников разных мастей.

Это, конечно, сказалось на цифрах. Но со счетов нельзя сбрасывать и процесс перетекания нарушителей, изгнанных Банком России из реестра за нарушения на нелегальный рынок кредитования и приема инвестиций. Закон о введении уголовной ответственности для «черных кредиторов» пока не принят, и они чувствуют себя вольготно.  Даже крупные штрафы их не останавливают.

Бойтесь консультантов дары приносящих

Как прозвучало в ходе встречи с журналистами, довольно расплодилось и разного рода финансовых консультантов.  По сути, люди сами могут обратиться в МФО или банк и нет никакого смысла существенно переплачивать за заполнение заявок и подбор кредита. Но если человек действительно желает делегировать функции по подбору наиболее выгодного предложения на рынке, он вправе обратиться к брокеру или консультанту.

Такие конторы по подбору кредитных продуктов не обязаны входить в реестр Банка России, ведь сами они кредитов и займов не выдают,  и если они правдиво информируют граждан о своих услугах, то претензий со стороны ЦБ, Роскомнадзора, ФАС к ним нет. Вся проблема в том, что в рекламе они сильно лукавят. Финансовые консультанты рекламируют не свои услуги, а именно кредитные продукты. Это явное нарушение.

Елена Дружинина, начальник Отдела противодействия нелегальной деятельности Уральского ГУ Банка России:

«В основном такого рода реклама нацелена на пенсионеров, не особо разбирающихся в тонкостях финансовых продуктов. Пожилые люди уверены, что они обращаются в компанию, которая выдает займы или кредиты, в итоге выясняется, что они вынуждены заплатить до 50% от суммы исключительно за посредничество.»

Как рассказали на встрече с журналистами, заемщиков обхаживают, обещают «гарантировано выдать кредит», даже  отвозят на машине до банка или МФО, в котором одобрена заявка.  А потом предъявляют требование «позолотить ручку», чаще всего, это 30-40% от стоимости займа. Из офиса просто не выпустят, если не заплатишь. Вся проблема в том, что в договоре сумма гонорара указана, люди подписывают все, не глядя, в твердом уме и здравой памяти. Доказать факт мошенничества сложно. В данном случае речь о низкой финансовой грамотности населения.

Пирамиды дают советы, как не попасть в лапы… пирамид

Нелегальные кредиторы и финансовые пирамиды становятся изощреннее в своих попытках привлечь клиентов – отмечают в ФАС. Например, есть случаи, когда информация о деятельности финансовой пирамиды подается в виде интервью эксперта по инвестициям, дающего совет, как избежать встречи с пирамидами.

Правда, все советы сводятся к призыву принести свои средства в данную компанию. Копирование логотипов известных компаний, подача рекламы с предоставлением недействительного номера в реестре (Так часто делают исключенные из реестра МФО и КПК) – не новость.

Ссылки на известных людей, например, депутатов Госдумы, которые якобы хранят деньги в данной финкомпании - участились. Потребителям нужно быть все бдительнее. И СМИ также нужно «держать руку на пульсе», проверять тщательнее разрешительные документы, обращать внимание на мелочи, которые могут указать на то, что рекламу пытается разместить «черный кредитор» или финансовая пирамида.

Вспомнить все

Но и среди легальных компаний тоже не все гладко. Как рассказал С.Н. Волков заместитель руководителя Свердловского УФАС России, случается, когда компании забывают указать на щитах полное наименование компании. Довольно распространенная ошибка – указывают ставку по кредиту и не указывают все остальные условия по кредиту.

По закону, есть хоть одно условие, которое влияет на размер полной стоимости кредита, то должны быть указаны все остальные существенные условия кредита (займа). К штрафу может привести и умолчание о специальных условиях, которые делают продукт доступным. Не так давно предметом разбирательства стала реклама одного из банков, который пригласил клиентов рефинансировать кредиты, но не указал, что программа доступна только гражданам, являющимся клиентами сторонних банков.

Обиженная клиенка подала жалобу в ФАС. Среди нарушений, которые за последнее время стали предметом «разбора полетов» - факт использования в рекламе микрокредитной компанией слова «автоломбард». МКК по закону  не имеет права вести ломбардную деятельность и на лицо введение потребителя в заблуждение. На встрече с журналистами прозвучало, что между Роскомнадзором, ФАС, ЦБ, Прокуратурой налажено взаимодействие.

Работа по выявлению нелегальных игроков финансового рынка и пресечению нарушений со стороны легальных компаний  ведется сообща, что повышает ее эффективность. Если говорить о распространении рекламы финансовых компаний, то ответственность лежит на СМИ и рекламоизготовителях. Евгений Барышников, и.о. начальника Уральского управления ГУ Банка России отметил, что дело не только в штрафах, которые грозят газетам, телеканалам, порталам, дизайн-бюро за ненадлежащую рекламу, но и в социальной ответственности перед населением.

Недостоверная и недобросовестная реклама  наносит в дальнейшем ущерб потребителям финуслуг. Кроме этого она подрывает доверие к финансовым институтам в целом. Он посоветовал руководителям СМИ быть внимательнее, не допускать небрежности, когда речь идет о трансляции рекламы финансовых услуг.

(20 оценок, среднее: 4.0 из 5)
Оставить комментарий