Саморегулирование микрофинансового рынка: опыт, успехи, планы

Директор саморегулируемой организации «МиР» Елена Стратьева рассказала о стратегии успеха.

Саморегулируемая организация «МиР» недавно отметила семилетие. Директор саморегулятора Елена Стратьева рассказала журналистам портала “Все о саморегулировании” о том, какой опыт был получен за это время работы, о важных достижениях на рынке микрофинансирования. 

Елена Стратьева отметила, что путь саморегулируемой организации начался в 2011 году. Тогда крупнейшие участники микрофинансового рынка, который только начинал формироваться в России, создали на добровольных и некоммерческих началах партнерство «Микрофинансирование и Развитие». Лидеры отрасли понимали, что для достижения успеха необходима общая работа. При этом не только та, что касается финансовых аспектов, но и дисциплинарная, регуляторная. По сути, как отмечает директор саморегулятора, работа началась с партнерства с известными микрофинансовыми организациями. В основу работы легли документы, которые были созданы в этот период. В частности, это хартия профессиональной этики. Как добавляет Стратьева, СРО «МиР» стала первой организаций такого типа на российском рынке. Однако официально она была зарегистрирована лишь 19 июля 2013 года. Тогда в ЕГРЮЛ внесли сведения, касаемо регистрации юридического лица – саморегулятора «Микрофинансирование и развитие».

Востребованность организации

Директор «МиР» отметила, отвечая на вопрос о том, было ли саморегулирование микрофинансового рынка в 2013 году востребованным, что это была даже скорее необходимость, чем востребованность. До 2013 года у организации уже был успешный опыт в кооперации. При этом, как отмечает эксперт, организация была создана по факту задолго до введения обязательного членства в СРО  микрофинансовых организаций. До официального начала работы уже многие участники кредитного рынка сделали выбор в пользу адекватного ведения бизнеса и добросовестной конкуренции. Появилось понимание того, что недобросовестные МФО могут значительно ухудшать мнение об этой отрасли в частности у клиентов. Поэтому было принято решение бороться с этими факторами сообща, а не в одиночку. К 2016 году, как добавляет Стратьева, рынок микрофинансовых услуг был уже готов к вводу обязательной саморегуляции, и это произошло. Контроль ужесточился в несколько раз, однако это не сказалось на общих преимуществах. 

Достижения

Руководитель СРО констатировала, что за годы работы саморегулятор успел многого достичь. В частности, деятельность организации направлена на содействие микрофинансовому рынку. Основная цель – это создание условий для открытого диалога между участниками рынка и регулятором, контролирующими органами. Директор организации отметила, что СРО «МиР» представлена в различных советах и комитетах, в частности, есть представители Госдуме, Центробанке, РСПП, ТПП России и многих других. За годы работы поступали сотни регуляторных предложений, документов о законопроектах, различные нормативные акты, требующие оценки сообщества. Она позитивно отметила готовность различных органов работать сообща, прислушиваться к СРО. Слаженная работа позволила создать законы, которые удобны для микрофинансового рынка и защищают клиентов 

Эксперт заметила, что в 2017 и 2018 году вступили в силу некоторые законы, которые защищают права клиентов, ограждают их от возможных рисков. Они получили название «Базовые стандарты ведения микрофинансовой деятельности». СРО «МиР» была одним из соавторов этого документа. Теперь по нему работает каждая микрофинансовая организация страны. 

Также она отметила, что Банк России частично отдал саморегулятору некоторые функции надзора и контроля. В частности, СРО теперь занимается сбором и предварительной подготовкой отчетности МКК, которые далее передаются ЦБ Российской Федерации. Все это стало возможным благодаря доверию государственных инстанций к СРО.

Сложности в работе

Но, конечно, как отмечает Стратьева, за время работы пришлось столкнуться и с многочисленными трудностями. Она отметила, что примеров успешной работы на данном рынке перед глазами не было, ведь подобных организаций в России не существовало. Приходилось ориентироваться на международный опыт, однако он не всегда подходил для российских реалий. Большая часть вопросов, как констатирует эксперт, решалась интуитивно. Несмотря на то, что СРО часто сравнивают с банковским сектором, законодательные базы тут различаются. Кстати, как заметила директор саморегулятора, у банков до сих пор нет такого типа организаций, они ограничиваются лишь добровольными ассоциациями. 

Одной из основных сложностей, которые отметила Стратьева, является борьба с негативным имиджем, который создается недобросовестными участниками рынка. Сейчас ситуация изменилась, но по-прежнему некоторые граждане помнят, что на этом рынке встречались мошенники. Эта проблема мешает не только в вопросах регулирования, но и даже при развитии технологий. Организация прилагает значительные усилия для улучшения образа МФО, и ситуация постепенно меняется. 

Дальнейшие планы и перспективы

СРО занимается активной разработкой стратегии. Для рынка предусматривается дальнейшее регулирование, работа над созданием позитивной репутации отрасли. Также сюда включается и развитие бизнеса компаний. В планах организации активное участие и в решении вопросов потребителей финансовых услуг. В частности, предусматриваются меры безопасности, а также обеспечение большей доступности продуктов кредитного рынка для населения. В целом же, как отмечает Елена Стратьева, в планы компании входит создание прозрачного и конкурентоспособного рынка, борьба с недобросовестными участниками рынка и черными кредиторами. 

Также, как добавляет директор СРО, специалисты организации продолжают активно развивать технологии. В частности, за последний год благодаря усилиям СРО многие МФО получили доступ к ряду государственных баз данных, сервисам системы быстрых платежей. 

Оставить комментарий