В современном мире сложно представить торговлю без онлайн-продаж. Флагманами торговли в интернете считаются маркетплейсы, которые набирают популярность с каждым годом. Зачастую сотрудничество с такими площадками выгоднее, чем запуск своего магазина. Покупка франшизы маркетплейса поможет быстро освоиться в этом сегменте. Обзор рынка e-commerce и особенностей открытия франчайзингового бизнеса. Ответы на часто задаваемые вопросы.
Какие условия по франшизам маркетплейсов в 2024 году?
🟢Размер инвестиций: | от 90 000 до 300 000 ₽ |
🟢Срок окупаемости: | от 2 до 3 месяцев |
🟢Паушальный взнос: | от 99 000 до 499 000 ₽ |
🟢Доход в месяц: | от 50 000 до 250 000 ₽ |
🟢Срок открытия: | от 1 недели до 3 месяцев |
Обзор рынка маркетплейсов
Главная ценность маркетплейса для продавца — удобный инструмент продаж и привлечение потока клиентов, а для покупателя — возможность купить все, что нужно, в одном месте.
Обычно площадка выступает в роли посредника по торговле, берет на себя обязательства по обслуживанию сайта и мобильного приложения, предлагает безопасную процедуру покупки и оплаты, удобную доставку курьером или в пункт выдачи, хранит товары у себя на складе.
Нужно не путать маркетплейсы с агрегаторами. При большом внешнем сходстве они значительно отличаются форматом работы. Агрегатор ничего не продает и не оказывает услуги, он только размещает товары на своем сайте, а чтобы их купить, нужно перейти по ссылке в описании на сам сайт производителя. Маркетплейс работает принципиально иначе, здесь сразу можно посмотреть и купить товар.
За оказание услуг электронные платформы взимают комиссию с продавца. Это может быть оплата за каждый заказ или фиксированный взнос либо комбинация этих двух вариантов. Сумма платежа зависит от конкретной площадки. Еще возможна отдельная комиссия за доставку в зависимости от размеров посылки, веса и расположения склада, с которого производится отгрузка.
Маркетплейсы различаются по некоторым критериям:
- Тип товара и виды услуг. Например, сервис OZON предоставляет товары, Литрес — информацию, ЦИАН — услуги
- Бизнес-модель. Важно выбрать удобную для продавца модель ведения бизнеса. Есть модель В2В — бизнес продает бизнесу (например, услуги консалтинга), В2С — бизнес продает обычным людям (например, AliExpress), С2С — товары и услуги предлагают не предприниматели (например, сервис Юла)
- Тематика. Мультитоварные — это товары из различных категорий, которые представлены в одном месте, например, магазин Ашан. Или нишевые сервисы — здесь представлены услуги или товары одной категории, например, Google Play, где представлены только приложения
- Способ коммуникации с покупателем. Это система О2О (online to offline), в которой клиент может найти интересующий товар или услугу в интернете, а в итоге получает заказ уже в пункте выдачи, например, Wildberries или ЯндексТакси. Есть второй вид коммуникации — online commerce, здесь все проходит дистанционно, покупатель выбирает товар, оплачивает его или просто скачивает и начинает пользоваться, например, сервис Кинопоиск
- Монетизация. Онлайн-платформа может зарабатывать на заявках, трафике, действиях, проценте с продаж, доставке или рекламе
В Россию маркетплейсы пришли из зарубежных стран. Первым стал Amazon, предприниматели поняли, что такой формат позволит быстрее масштабироваться.
В рейтинг российских представителей e-commerce входят:
Самый большой маркетплейс в России, который с конца 2020 года занимает 13% всего рынка. По данным на конец 2022 года, на платформе зарегистрированы продавцы не только из России, но и из Белоруссии, Казахстана и Словакии, при этом число покупателей составляет более 40 миллионов человек.
Старейший российский интернет-магазин, который был основан в 1998 году, мультитоварная площадка. Каждый год Озон входит в тройку лидирующих маркетов в России. В конце 2022 года количество активных продавцов перешло рубеж в 150 000 компаний, по оборотам Озон уступает только Wildberries.
Стал полноценным маркетплейсом в октябре 2020 года. Входит в тройку лидеров по объемам продаж. В настоящее время активно инвестирует деньги в рекламу, чтобы выйти на лучшие позиции
Бывшая платформа Goods, которая была переименована после смены собственника 17 апреля 2021 года. Универсальный market с широкой сетью доставки. Аудитория — более 15 миллионов покупателей в месяц, оставляющих 100 000 заказов в день
Это торговая площадка, на которой представлены наиболее выгодные китайские и российские товары. Площадка международная и работает почти во всех странах, где есть доставка почтой. Ежемесячная аудитории маркета — 29 миллионов человек
Особеннотсти работы по франшизе торговли на маркетплейсах
Бизнес на маркетплейсе имеет относительно низкий порог вхождения и доступен для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть дело с нуля. Значительно проще это сделать при покупке франшизы. Основа франчайзингового предложения заключается в обучении онлайн-торговле от А до Я.
На начальном этапе франчайзер предоставляет список товаров, который более перспективен для продажи, к этому списку прилагаются рекомендуемые цены и объемы партий для торговли. Зачастую владелец франшизы сам закупает продукцию у своих поставщиков, давая дополнительную скидку на оптовые цены для франчайзи. Партнер получает помощь в составлении карточек для товаров, организации фотосессии и продвижении.
Преимущества и недостатки торговли на маркетплейсах по франчайзингу
Преимущества
- Помощь в открытии бизнеса с нуля
- Подсказки в выборе актуальной ниши для торговли
- Быстрый выход на окупаемость
- Контракты с надежными поставщиками
- Маркетинговая поддержка
- Стабильное развитие бизнеса
- Минимальные инвестиции
Недостатки
- Высокий уровень конкуренции
- Установленный регламент сотрудничества
Как начать торговать на маркетплейсах
Создание собственного интернет-магазина с нуля требует много усилий и больших затрат. Нужно разработать сайт, продумать визуальную составляющую и рекламную кампанию, нанять сотрудников, которые будут отвечать за заказы и коммуникацию с клиентами. Продавать на платформе гораздо проще — здесь ежедневно находятся миллионы потенциальных покупателей. Все, что требуется от продавца, — это зарегистрироваться на площадке, загрузить товары и начать продажи.
Для начала нужно выбрать схему торговли:
Полное самообеспечение продавцом. Здесь маркетплейс используется как витрина для выставления товаров. Когда клиент хочет что-то приобрести, продавец должен самостоятельно собрать заказ на собственном складе, лично развести посылки или передать в службу доставки.
На продавце ответственность только за сборку заказа с собственного склада, а маркетплейс берет на себя обязательства по доставке. Получив заявку, продавец должен собрать и упаковать товары, обратиться в службу доставки компании. Именно площадка доставляет заказ до пункта выдачи, который выбирает клиент при оформлении, или по указанному адресу при выборе курьерской доставки.
Продавец доставляет продукцию на склады маркетплейса, а вся остальная работа перекладывается на онлайн-площадку. Можно не контролировать отгрузку, достаточно передать все товары для хранения, компания сама будет собирать и отправлять заказы.
На торговой площадке могут торговать только юридические лица, индивидуальные предприниматели или самозанятые. Для начала нужно изучить условия сотрудничества, обратить внимание на следующие нюансы:
- Порядок утилизации или возврата товаров. Продавец должен быть готов к тому, что заказ может не понравится или не подойти потенциальному покупателю, и он оформит возврат
- Пороговое значение комиссии. Чтобы понять принцип торговли на маркетплейсе с нуля, продавцу нужно рассчитать какой для него допустимый размер комиссии
- Стоимость перемещения между складами. Большинство площадок позволяют продавать товары во всех регионах России, поэтому рекомендуем узнать стоимость перевозки товара со склада на склад (актуально при выборе схемы FBO)
- Цена доставки. Важно узнать, что выгоднее — доставлять заказы самому, с помощью сторонних курьерских служб или через маркетплейс
- Стоимость хранения на складе. При выборе схемы FBO важно сравнить прайс и выбрать самое выгодное предложение
- Наличие или отсутствие курьеров для доставки заказов на склад
Обычно у селлеров есть два варианта продаж: продавать свою продукцию или закупать что-то для сбыта на стороне. В первом случае все просто, если у производителя уже есть розничный магазин, то маркетплейс — это дополнительная площадка для продаж. Рисков тут меньше, потому что спрос на товар уже сформирован. При продаже чужого продукта нужно тщательно просчитать экономические показатели, выявить выгоду и оценить спрос. Именно от этого зависит будущая прибыль.
Закупить товары для продажи можно одним из следующих способов:
- Заказать партию из Китая, здесь выгода заключается в закупочной цене. Имеются и минусы — риски в отношении качества товара и его длительной доставки
- Приобрести продукцию у отечественных производителей. Лучше всего договориться с поставщиком из своего региона. Выгода — в надежности. В случае проблем с доставкой или с самим товаром их гораздо проще решить. Минус — меньшая прибыль
После окончательного выбора ниши нужно рассчитать потенциальные расходы и доходы по следующим критериям:
- Стоимость закупки
- Упаковка
- Транспортные расходы
- Комиссия онлайн-площадки
- Банковское обслуживание
- Зарплата сотрудников (при наличии)
- Налоги
Для старта продаж нужно создать карточки продукции, загрузить качественные фотографии. Все изображения всегда должны сопровождаться краткими, но емкими текстами с описанием и основными характеристиками товара.
Обзор популярных франшиз торговли на маркетплейсах в 2023 году
Франшиза | Размер инвестиций | Срок окупаемости | Паушальный взнос |
---|---|---|---|
102 товара | 90 000 ₽ | 2 месяцев | 110 000 ₽ |
Ozon | 120 000 ₽ | 7 месяцев | |
Яндекс Маркет | 150 000 ₽ | ||
Market Rocket | 300 000 ₽ | 5 месяцев | 99 000 ₽ |
СДЭК | 500 000 ₽ | 3 месяцев |
102 товара
Компания была основана в 2020 году, в том же году начались продажи франшизы. В сети насчитывается более 70 точек. Чтобы начать работать с компанией, необходимы инвестиции от 90 000 рублей. Окупаемость проекта достигается за 2–3 месяца, а доход составит от 180 000 рублей в месяц. Помимо покупки франшизы, на запуск магазина нужно от 100 000 рублей. Роялти за пять лет включены в стоимость франшизы.
Франчайзи проходит подробное обучение и получает готовый список наиболее востребованных товаров на маркетплейсе. Приобрести доступ к онлайн-курсу можно по трем тарифам: Эконом, Стандарт и VIP. Обучаться возможно в удобном режиме по индивидуальному графику. Все спикеры принимают практическое участие в организации бизнеса партнера, например, в регистрации или ведении бухгалтерии.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какие факторы важны при выборе франшизы?
При анализе предложений нужно сравнить этапы развития бизнеса франчайзера, состав команды управляющей компании, реальные показатели действующих франчайзи, правильность экономических расчетов.
В каких городах можно открыть магазин на маркетплейсе по франшизе?
Бизнес на маркетплейсе можно открыть и развивать из любой точки мира, потому что это интернет-торговля. Вне зависимости от места нахождения франчайзи, торговля происходит на всей территории России.
Как выбрать франшизу?
Чтобы выбрать франшизу, нужно изучить каталог предложений. Ориентироваться необходимо на интересующую категорию товаров, основные финансовые условия, отзывы других франчайзи. Но для начала рекомендуем оценить размер вложений и доступные финансы, которые предприниматель готов потратить на развитие бизнеса по франшизе.
Как открыть бизнес по франшизе маркетплейса?
Чтобы купить франшизу, потенциальный франчайзи должен заполнить заявку. По итогам ее рассмотрения с покупателем свяжется официальный представитель, расскажет про все условия и договорится о встрече для подписания документов.