Частная стоматология — одна из наиболее перспективных сфер для вложений. По прибыльности она многие годы превосходит пластическую хирургию. В России выявлен высокий уровень заболеваемости кариеса среди детей и взрослых, поэтому спрос на услуги стоматологических кабинетов остается стабильным. Это говорит о большом потенциале рынка. Открыть частный стоматологический кабинет легче по франшизе. Рассказываем о рынке франшиз стоматологии, его трендах в 2023 году, плюсах и минусах бизнеса в рамках франчайзинга. Обзор лучших предложений франчайзинга.
Какие условия по франшизам стоматологии в 2024 году?
🟢Размер инвестиций: | от 89 000 ₽ |
🟢Срок окупаемости: | от 1 до 24 месяцев |
🟢Паушальный взнос: | от 100 000 до 1 170 000 ₽ |
🟢Доход в месяц: | от 50 000 до 600 000 ₽ |
🟢Срок открытия: | от 2 недель до 3 месяцев |
Обзор рынка франшиз стоматологии
В 2022 году рынок коммерческой стоматологии в России сократился с 77,7 до 71,3 миллионов приемов или на 8,2%. Количество приемов в сравнении с показателем 2019 года снизилось примерно на 20%, по информации BusinesStat. Спрос на платные медицинские услуги сократился на фоне резкого повышения цен, сокращения реальных доходов населения и оттока платежеспособных граждан из России.
Росту цен способствовало усложнение логистики, колебания курсов валют, сложности с проведением оплаты через российские банки на фоне ввода санкций. Возникли трудности с покупкой материалов и оборудования иностранного производства. Стоматологи столкнулись с дефицитом популярного анестетика и боров. Кроме того, иностранные дилеры установили 100%-ную предоплату.
Несмотря на то, что медицинские изделия не попали под санкции, с рынка пропал целый ряд компаний, которые поставляли медицинское оборудование и товары в Россию. Постепенно рынок стабилизировался. По основным позициям в отношении поставок вопросы решены. Новые поставщики появились в Китае и Индии. Товары стали поступать также из Южной Кореи и по другим налаженным каналам поставок.
Начал работать параллельный импорт. Кроме этого, в нашей стране есть производители стоматологических материалов, которые изготавливают широкий спектр изделий — от пломбировочного цемента до элайнеров. Для полного импортозамещения необходимо время и дополнительные вложения.
В октябре 2022 года в сравнении с декабрем 2021 года средние потребительские цены среди стоматологических услуг повысились на изготовление коронки (+19,8%), лечение кариеса (+18,1%), консультативный осмотр у стоматолога (+13,4%), услуги удаления зуба под местным обезболиванием (+15,8%), по расчетам «ГидМаркета».
Это привело к тому, что клиенты с невысокими уровнем дохода стали обращаться в клиники бюджетного ценового сегмента или получать услуги стоматолога по полисам ОМС, а также откладывать визит ко врачу. По результатам 2022 года, доковидный объем клиентов в стоматологических клиниках не удалось восстановить.
Несмотря на это, открытие стоматологической клиники по-прежнему является прибыльным и перспективным бизнесом. В России выявлен высокий уровень заболеваемости кариесом среди детей и взрослых. Частному сектору помогает спрос на терапию и ортопедию, а также детскую и инклюзивную стоматологию. Эти секторы лучше развиты в коммерческом сегменте. Из-за снижения доходов населения и роста цен снизился спрос только на эстетические услуги.
Преимущества и недостатки франшиз стоматологии
- Оказание помощи в лицензировании
- Готовая бизнес-модель
- Наработанная база лояльных клиентов
- Маркетинговое и рекламное сопровождение
- Помощь в выборе и покупке оборудования
- Существенные вложения
- Отсутствие самостоятельности в принятии решений
- Необходимость уплаты паушального взноса и роялти
- Ответственность за жизнь и здоровье клиентов
- Необходимость получения лицензии
- Подбор квалифицированных врачей
Требования к открытию стоматологической клиники
При открытии стоматологического кабинета необходимо соблюдать целый ряд требований.
- Локация: для создания стоматологического кабинета можно использовать первые этажи жилых зданий, капитальные постройки, отдельные помещения и пристройки, комнаты в муниципальном учреждении
- Площадь помещения: на одну установку должно отводиться не менее 14 кв. м, на последующую — +7 кв. м, высота потолков должна составлять не менее 3 метров, а глубина комнаты — не менее 6 метров
- Вести прием детей и взрослых в одном кабинете запрещено
- Отделка помещений должна быть выполнена так, чтобы можно было проводить влажную уборку дезинфицирующими средствами. Санузел, стены у раковины и оборудования отделываются плиткой
- Установка системы вентиляции и отопления, которые обеспечивают нормальные микроклиматические условия для работы
- Стоматологический кабинет должен иметь горячее и холодное водоснабжение
- При выборе оборудования нужно руководствоваться СанПиН 2.1.3678-20 и СанПиН 2.6.1.1192-03
- Обязательная установка стерилизационных аппаратов и двухсекционных и отдельных раковин (одна для сотрудников, а вторая — для инвентаря)
- В кабинетах должно быть естественное и искусственное освещение
- Сотрудники кабинета должны иметь среднее или высшее образование, повышать квалификацию раз в пять лет
- Соблюдение правил Госпожнадзора
- Отделка стоматологических кабинетов должна быть выполнена с использованием материалов, устойчивых к возгоранию (плитка, водоэмульсионная краска)
Изменения
- Все стоматологические кабинеты должны быть оснащены дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения
- ИП должны зарегистрировать ООО или закрыть кабинет. Они не имеют право нанимать врачей
- Для получения лицензии на рентген необходимо разработать проект расчета радиационной защиты рентгеновского кабинета, получить экспертное заключение, техпаспорт, СЭЗ на деятельность с источниками ионизирующего излучения
- В крупных стоматологиях необходимо иметь радиовизиограф и панорамный рентгеновский аппарат
- Новое приобретенное оборудование нужно устанавливать по новым стандартам безопасности
- В кабинете стоматолога-хирурга обязательно должен быть фармацевтический холодильник и дефибриллятор
Франчайзинг стоматологии в России
Частная стоматология — одна из самых прибыльных сфер для серьезных инвестиций. Каждый год на лечение зубов тратят до 450 миллиардов рублей. В крупных городах спрос смещается с частных кабинетов врачей-одиночек на крупные клиники под известным брендом. Это привело к развитию бизнеса по франшизе.
Головная компания формирует деловую репутацию клиники, помогает с подбором персонала и оборудования, проводит обучение и стажировки, осуществляет закупку материалов. С помощью франшизы стоматологические сети расширяются.
Характерная черта франчайзинга в стоматологии — его малочисленность. По данным РБК, лишь 25% приходится на рынке на франчайзинговые сети. Руководители коммерческих клиник опасаются за свою репутацию и осторожно подходят к выбору партнеров. Требования к партнерам в сфере стоматологии являются высокими.
Обзор франшиз стоматологических клиник в 2024 году
Франшиза | Размер инвестиций | Срок окупаемости | Паушальный взнос |
---|---|---|---|
Smile ROOM | 300 000 ₽ | 3 месяцев | 100 000 ₽ |
DEMOKRAT | 1 000 000 ₽ | 9 месяцев | 690 000 ₽ |
My Brilliant Smile | 89 000 ₽ | 1 месяца | |
Бэбибум | 4 000 000 ₽ | 18 месяцев | 590 000 ₽ |
My Brilliant Smile
Сеть студий по экспресс-отбеливанию зубов, созданная в 2014 году. Партнерам предлагают открыть центр по отбеливанию зубов и получать дополнительный доход от продажи наборов для домашнего отбеливания.
На открытие студии потребуется от 89,7 тысячи рублей. Срок запуска — около трех недель. Все необходимые документы и продукты для работы студии будет поставлять головной офис по специальным ценам. Роялти — отсутствует. Окупаемость — от одного месяца. Во франчайзинговый пакет входит обучение и маркетинговая поддержка (логотип, визитки, бланки, диски, наклейки, подарочные карты, сертификаты и многое другое).
Smile ROOM
Сеть студий по отбеливанию зубов, работает с 2014 года и объединяет более 150 партнеров. Компания предлагает открыть свою студию за три недели по франшизе. Франчайзи зарабатывает на услугах центра и продаже наборов для домашнего отбеливания. Рентабельность бизнеса составляет 60–70%. Партнера подключают к единой CRM-системе, поставляют ему продукцию по низким ценам, помогают в выборе помещения, найме сотрудников и продвижении.
Бэбибум
Клиника материнства и детства «Бэбибум» — лидер в педиатрии и гинекологии во Владимирской области. Франшиза открыта в 2018 году.
Предлагает открыть франчайзи клинику. Предусмотрено четыре формата:
- Детская клиника: паушальный взнос — 790 тысяч рублей, роялти — 5%
- Детская стоматология: паушальный взнос — 590 тысяч рублей, роялти — 5%
- Детская клиника с детской стоматологией и клиника материнства и детства: паушальный взнос — 840 тысяч рублей, роялти — 5%
- Клиника материнства и детства с детской стоматологией: паушальный взнос — 890 тысяч рублей, роялти — 5%
Партнер получает: помощь в выборе помещения, дизайн-проект, содействие в получении лицензии, а также в подборе и закупке оборудования, описание процессов открытия, обучение и стажировку персонала, маркетинговое исследование региона и создание индивидуальной маркетинговой стратегии, лучшие цены на закупку оборудования и многое другое. На открытие потребуются вложения от четырех миллионов рублей. Срок окупаемости займет от одного года.
Demokrat
Сеть стоматологических клиник, объединяющая 60 партнеров. Франчайзи предлагают открыть стоматологическую клинику с прибылью 600 тысяч рублей в месяц. Франшиза актуальна для предпринимателей, которые хотят запустить надежный бизнес, а также для врачей, действующих клиник и собственников помещения.
В рамках франчайзинга партнер получит скидки на материалы до 30%, техническое оборудование и комплектующие, корпоративный сайт и подключение к CRM-системе, обучение персонала навыкам продаж. Окупаемость составляет 9–13 месяцев. На запуск своей клиники необходимы инвестиции в размере от семи миллионов рублей. Паушальный взнос — от 690 тысяч рублей, роялти зависит от выручки — от 50 тысяч рублей.
Тенденции рынка стоматологии в 2024 году
В последние годы на рынке стоматологии прослеживаются следующие тренды:
- Усиливается технологичность процессов
- Клиенты предпочитают оплачивать дорогое лечение частями, использовать при этом кредитные деньги или оплачивать услуги в рассрочку
- Развивается стоматологический туризм, когда пациенты лечат зубы в регионах
- Курс на открытость и доброжелательность. Например, клиентам предлагают бальзам для губ или вкусное средство для полоскания полости рта
- Наметился спрос на имитацию натуральности в эстетической стоматологии
- Прослеживаются изменения в маркетинговой работе клиник, поскольку усиливается конкуренция, а клиенты следят за рекламой и способами ее подачи
- Образовательная информация привлекает внимание клиентов, они следят за тем, как ухаживать за зубами или имплантами
- Индивидуальный подход к каждому пациенту. Используются 3D-технологии, цифровой контроль при проведении хирургических операций, виртуальные осмотры и другое
- Появляются новые технологии: тканевой инженерии, регенерации биологического материала, внеклеточного матрикса и скаффолда
Ответы на часто задаваемые вопросы
В каком городе можно открыть франшизу стоматологии?
Запуск стоматологического кабинета по франшизе подходит для крупных и небольших городов. Возможность открытия стоматологии в конкретном городе лучше уточнять у представителя франшизы.
Какой стартовый капитал потребуется для открытия франшизы стоматологии?
Для открытия своей стоматологической клиники необходимы существенные вложения, в среднем от двух миллионов рублей. Размер вложений зависит от многих факторов, поэтому конкретные цифры нужно уточнять у представителя франшизы.
Выгодна ли франшиза стоматологического кабинета?
Клиенты давно предпочитают платную медицину государственной из-за сервиса и комфорта. Интерес к услугам частных клиник только растет, несмотря на высокие цены. По доходности стоматология превосходит пластическую хирургию.
Подходят ли франшизы стоматологии женщинам?
Женщины — лучшие руководители и администраторы клиник. Часть кабинетов стоматологии открывается по франшизе женщинами-администраторами, а не врачами.