Продуктовые магазины — стабильный бизнес благодаря постоянному массовому спросу на продукты питания. Для запуска своего дела не нужны специальные технологии, такой магазин в кратчайшие сроки и с минимальными вложениями можно открыть по франшизе. Рассказываем о рынке франшиз розничной торговли, основных федеральных конкурентах в этой сфере и помогаем найти лучшее предложение. Обзор условий и особенностей франшиз в розничной торговле, а также ответы на популярные вопросы.
Какие условия по франшизам розничной торговли в 2024 году?
🟢Размер инвестиций: | от 300 000 ₽ |
🟢Срок окупаемости: | от 3 месяцев |
🟢Паушальный взнос: | от 30 000 до 2 000 000 ₽ |
🟢Доход в месяц: | от 100 000 до 3 600 000 ₽ |
🟢Срок открытия: | от 2 недель до 3 месяцев |
Обзор рынка франшиз розничной торговли
Для расширения бизнеса крупные игроки продуктового ритейла используют франчайзинг. Такая бизнес-модель позволяет открывать новые магазины и развивать бренд, минимизируя риски при запуске своего дела. Кроме того, торговые сети используют формат франшизы при сотрудничестве с небольшими торговыми точками. Такое расширение идеально для магазинов рядом с домом.
Например, продуктовая сеть «Фасоль» принадлежит METRO Cash & Carry и активно развиваются по франшизе. Всего работает более 1 700 магазинов. Дискаунтеры и специализированные магазины тоже используют франчайзинг для наращивания сети. Примером является сеть «Доброцен». В июле 2022 года она включала 474 точек.
Актуальность бизнеса продуктовых магазинов
Спрос на продукты питания и напитки сохраняется круглый год. В январе 2023 года доля продуктов, напитков и табачных изделий в общем обороте розничной торговли составила 49,6%, а годом ранее — 47,6%. Кризис 2022 года привел к росту оборота товаров первой необходимости, а выручка от продажи непродовольственных товаров, наоборот, сократилась.
В 2023 году открытие продуктового магазина по-прежнему актуально, несмотря на некоторое снижение покупательской способности населения, уменьшение ассортимента и удорожание логистики. По мнению экспертов, на фоне продуктовой инфляции лидеры в этом сегменте ритейла смогут расти на 8–12%. Крупные компании будут наращивать свою долю на рынке, тенденция консолидации сохранится.
Как открыть продуктовый магазин
Существует несколько способов открытия торговой точки:
- Запустить самостоятельно с нуля небольшой магазин «у дома». При открытии необходимо проанализировать потребности аудитории и найти выгодную локацию, которую еще не занял сетевик
- Купить франшизу крупной торговой сети и получить готовые инструменты для ведения бизнеса. Расходы предпринимателя, помимо вложений в бизнес, будут включать затраты на паушальный взнос и роялти
- Купить франшизу небольшой сети
Основные федеральные конкуренты
В большей части российских городов работают крупные федеральные торговые сети. В их числе можно выделить:
- Х5 Group (Пятерочка, Перекресток и другие торговые сети)
- Магнит
- Дикси
- Metro
- О’кей
- Spar
- Ашан
Многие крупные игроки рынка расширяются за счет франчайзинга.
Преимущества и недостатки франшизы продуктового магазина
Франчайзинг продуктовых магазинов имеет свои плюсы и минусы.
- Готовая бизнес-модель
- Работа под известным брендом
- Помощь в подготовке к открытию магазина
- Готовая товарная матрица и контакты поставщиков
- Налаженные логистические каналы
- Обучение
- Техническое, маркетинговое и юридическое сопровождение
- Большая конкуренция
- Существенные вложения
- Зависимость от локации
- Оплата паушального взноса и роялти
Сколько можно зарабатывать на продуктовом бизнесе
Обычно наценка на товары составляет 40–60%. Исключение составляют социально значимые категории продуктов, по которым действует ограничение по наценке. Прибыль продуктовых магазинов зависит от:
- Локации торговой точки
- Ассортимента
- Наценки
- Режима работы
- Сезонности
- Площади полок
- Наличия лицензии на продажу алкоголя
В небольших продуктовых точках оборот составляет от 700 тысяч до одного миллиона рублей. Часть выручки идет на зарплату сотрудников, аренду, коммунальные услуги и оплату других расходов.
Обзор франшиз продуктовых магазинов в 2023 году
Франшиза | Размер инвестиций | Срок окупаемости | Паушальный взнос |
---|---|---|---|
Фасоль | 1 000 000 ₽ | 18 месяцев | |
Пив&Ко | 3 500 000 ₽ | 14 месяцев | 400 000 ₽ |
Жизньмарт | 6 500 000 ₽ | 21 месяца | 850 000 ₽ |
У Палыча | 1 500 000 ₽ | 6 месяцев | 30 000 ₽ |
Чебаркульская птица | 550 000 ₽ | 3 месяцев | 160 000 ₽ |
ШефПорт | 900 000 ₽ | 14 месяцев | 500 000 ₽ |
ТМ Курильский берег | 300 000 ₽ | 12 месяцев | 100 000 ₽ |
Рыбсеть | 700 000 ₽ | 12 месяцев | 100 000 ₽ |
Рыбный Мир 55 | 1 000 000 ₽ | 13 месяцев | 200 000 ₽ |
Пятерочка | 16 000 000 ₽ | 18 месяцев | 500 000 ₽ |
Волгоградский мясокомбинат | 400 000 ₽ | 12 месяцев | |
МясБерри | 3 500 000 ₽ | 8 месяцев | 1 500 000 ₽ |
Мясной гурман | 1 000 000 ₽ | 12 месяцев | 100 000 ₽ |
Азбука Севера | 6 600 000 ₽ | 12 месяцев | 700 000 ₽ |
Океан Камчатка Сахалин | 1 750 000 ₽ | 9 месяцев |
Фасоль
Франшиза продуктового магазина от компании METRO Cash & Carry. Франчайзер организует открытие торговой точки под ключ за восемь недель. Есть несколько форматов сотрудничества в зависимости от площади торговой площади, среди них запуск магазина без продавцов. Партнер получает бизнес-план, проектную документацию, IT-решения, дизайн-проект, помощь в подборе ассортимента и создании планограммы, доступ к тренингам для собственников бизнеса.
Сахалинский икорный дом
Сеть магазинов морепродуктов российского производства. С 2003 года работает более 80 торговых точек и интернет-магазин seafood-shop. Открыть торговую точку под ключ можно за 14 дней. Франчайзинговый пакет включает помощь в подборе помещения и подрядчиков для ремонта, налаженную систему снабжения, обучение сотрудников, продукцию по специальным ценам, рекомендации по выкладке товара и маркетинговым мероприятиям. Партнер будет работать при сопровождении франчайзера и пользоваться корпоративными тарифами по обслуживанию эквайринга, охраны, услуг связи.
Пив&Ко
Франшиза федеральной сети магазинов пива. В нее входит 575 торговых точек в 215 городах России и СНГ. При запуске бизнеса по франшизе партнер получает бизнес-модель, помощь в подборе помещения, макет и визуализацию будущей торговой точки, маркетинговую поддержку, проработанный ассортимент, обучение, продукты собственной торговой марки. Роялти отсутствует. При прохождении теста на сайте можно получить скидку на паушальный взнос в размере 20 тысяч рублей.
Жизньмарт
Сеть магазинов-ресторанов по продаже продуктов и готовой еды. Ассортимент включает более 200 готовых блюд и 2 000 товаров. Действует система доставки. В зависимости от формата сотрудничества можно открыть небольшую торговую точку площадью 20 кв. метров и магазин до 200 кв. метров за срок от трех месяцев. 60% действующих франчайзи открывают второй магазин. Средний месячный доход с одной точки — 300–500 тысяч рублей. Предусмотрено роялти.
У Палыча
Сеть фирменных магазинов домашней еды, насчитывает 400 торговых точек в России. Партнерам предлагают открыть магазин по франшизе за 2–3 недели. Во франчайзинговый пакет входит помощь в выборе помещения, дизайн-проект, сопровождение на каждом этапе открытия и развития, формирование ассортиментной матрицы, обучение персонала, маркетинговая поддержка и SMM, поставки товара с производства. Франчайзи выплачивает фиксированное роялти.
Чебаркульская птица
Многопрофильный холдинг с полным циклом производства яичной, бройлерной продукции, деликатесов и колбас. Сеть состоит из 148 магазинов в 37 российских городах. Партнерам предлагают открыть магазин площадью от 35 кв. метров. Франчайзер помогает в оценке помещения, организации учета продаж, предоставляет обучение, маркетинговую и рекламную поддержку. Новым партнерам полагается льготный период, включающий возмещение возвратов в течение двух месяцев в виде дополнительной скидки и каникул по роялти на три месяца.
Как купить франшизу продуктового магазина
Предложения по запуску продуктового магазина по франшизе можно найти на сайтах торговых сетей и сайтах-агрегаторах.
Покупка франшизы включает этапы:
- Рассмотреть разные предложения франчайзеров и сравнить условия
- Выбрать франшизу
- Связаться с представителем франшизы и обсудить варианты сотрудничества
- Почитать отзывы действующих франчайзи или встретиться с ними лично или онлайн
- Заключить договор концессии
Ответы на часто задаваемые вопросы
В каком городе актуальна франшиза продуктового магазина?
Открытие продуктового магазина актуально в мегаполисах и небольших городах, так как товары первой необходимости и повседневного массового спроса всегда востребованы.
Какая франшиза продуктового магазина наиболее выгодная?
Новичкам в этом бизнесе лучше выбрать предложение, которые включает обучение и всестороннее сопровождение. При выборе франшизы стоит исходить из своих финансовых возможностей и умения организовать бизнес.
Какие продуктовые сети работают по франшизе?
Фасоль, Сахалинский икорный дом, Пив&Ко, Жизньмарт, У Палыча, Чебаркульская птица и многие другие торговые сети работают по франшизе. ВкуссВилл и Светофор расширяют бизнес своими силами и по франшизе не работают.
Сколько стоит франшиза продуктового магазина?
Паушальный взнос может составить от 35 тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Вложения в зависимости от формата торговой точки могут достигать нескольких миллионов рублей. На рынке есть предложения инвестиционных франшиз, когда партнер выступает инвестором, а компания занимается организацией бизнеса, поставками и продажами, а также административными вопросами.